«Приключения зайчонка Ушастика». Конспект НОД по ОО «Познание» (Формирование целостной картины мира) в старшей группе

Кырмызы Николаева
«Приключения зайчонка Ушастика». Конспект НОД по ОО «Познание» (Формирование целостной картины мира) в старшей группе

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Приключения зайчонка Ушастика»

Цель: формирование у детей элементарных представлений о жизни животных пустыни и Севера.

Интеграция образовательных областей: «Познание» («Формирование целостной картины мира»)

Интегрируемые области: ««Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье»,

«Музыка».

Задачи:

• уточнять представления детей о животных пустыни и Севера, их внешнем виде, характерных особенностях;

• расширять представления детей о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

• развивать умение детей поддерживать беседу, понимать поставленную задачу, интерес к познавательной деятельности;

• побуждать детей использовать свои познания и представления о животных в художественно – творческой деятельности;

• воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к окружающему миру.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физминутки.

Словесные: беседа, вопросы – ответы.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Средства обучения:

Демонстрационный материал: игрушка – заяц, предметные картинки по теме: «Дикие животные», глобус, макеты: «Пустыня», «Север», ёмкость с водой, масло растительное, салфетка.

Раздаточный материал: контейнеры с песком, карандаши с приклеенными с одной стороны крышками от пластиковых бутылок, листы бумаги, трафареты животных, деревьев, клей, кисточки для клея, нитки.

Предварительная работа:

• рассматривание картинок, иллюстраций книг, журналов с изображением животных разных стран;

• беседы о животных разных стран;

• дидактические игры: «Кто где живёт?», «Кто что ест?»;

• отгадывание загадок о животных;

• рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Индивидуальная работа: учить детей назвать особенности климата пустыни, Севера.

Словарная работа: глобус, пустыня, Север, верблюд, белый медведь, тюлень.

Ход НОД:

1ч. Д/игра: «Прятки». Игровой момент с игрушкой – зайцем.

В. – Ребята, вы любите играть в «Прятки»?

Д. – Да, любим.

В. – Я предлагаю поиграть в эту игру с животными.

Воспитатель показывает детям части предметных картинок из серии «Дикие животные» и задаёт вопросы:

- Чьи это уши?

- Чей это хвост?

- Чьи лапы? и т. д.

В. - Ребята, скажите, чьи это ушки?

Д. – Это заячьи уши.

В. – Вы узнали, кто это?

Д. – Это наш зайчонок Ушастик.

В. – Ребята, нашему знакомому зайчонку Ушастику надоело сидеть на полке, вот и он решил отправиться в путешествие. Вы поможете ему в этом?

Д. – Да.

2 ч. Создание проблемной ситуации. Беседа о глобусе.

В. – Ребята, Ушастик решил найти свою Родину, место, где ему жилось бы хорошо. Но он совсем не знает, где его Родина. Вы готовы помочь Ушастику?

В. – Что можно было бы сделать Ушастику перед тем как отправиться в путешествие?

Д. – Можно было бы нарисовать план – карту путешествия.

В. – Но Ушастик совсем не умеет рисовать. Скажите Ушастику, что помогает путешественникам в выборе маршрута путешествия?

Д. – Карта мира.

В. – Но карты мира у нас тоже нет. Давайте поможем Ушастику и предложим нужный ему предмет. Для этого послушайте и отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит- вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

В. - Что это за предмет?

Д. – Это глобус.

В. – Ребята, расскажите Ушастику, что изображено на глобусе разными цветами?

Д. - Синим цветом – океаны, моря; зелёным – леса; коричневым – горы; белым – снега и льды; жёлтым – пески.

В. – Куда же ты хочешь отправиться, Ушастик?

У. – Хочу отправиться туда, где всегда бывает жарко!

В. – Ребята, а где всегда жарко?

Д. – В Африке, в пустыне.

В. – Ну, что же, давайте покрутим глобус и скажем волшебные слова:

Шар наш голубой, крутись!

Ушастик, в пустыне очутись!

3. Работа с макетом «Пустыня».

В. – Ребята, вот зайчонок очутился в самом жарком месте – пустыне. Давайте совершим с Ушастиком небольшую прогулку по пустыне. Пустыня – от слова «пусто», «пустынно».

В. – Скажите, ребята, какого цвета пустыня?

Д. – Жёлтого, светло – коричневого.

В. – В пустыне солнце не просто светит, оно обжигает всё вокруг своими палящими лучами. В пустыне дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

В. – Ребята, Ушастик проголодался и хочет найти себе корм в пустыне. Удастся ли зайчонку подкрепиться в пустыне?

Д. – Нет. Потому что в пустыне нет зелёных растений, деревьев.

В. – Ребята, как вы думаете, почему в пустыне нет растений?

Д. – Растения не могут расти, их сжигает солнце, потому что нет воды.

В. – Да, ребята, здесь, в пустыне можно увидеть только кактусы, колючки.

В. – Ребята, Ушастик захотел попить воды. Найдёт ли он её в пустыне?

Д. – Нет, в пустыне нет воды.

В. – А могут ли жить в пустыне животные?

Д. - Да.

В. – Ребята, совсем загрустил наш Ушастик, но вдруг он увидел каких – то необычных животных. Помогите Ушастику отгадать загадку и назвать животных.

Корабль пустыни идёт по песку,

Воды по бутыли в каждом горбу.

Колючки ему на обед подают,

Везёт в караванах товары … (верблюд).

В. – Ребята, верблюдов называют «кораблями» пустыни, потому что верблюды движутся плавно и медленно, как корабли. Скажите, ребята, как же верблюды обходятся без еды и воды в пустыне?

Д. – У верблюдов в горбах есть запасы еды и воды.

В. – Правильно, ребята, верблюды – очень выносливые животные, и могут по нескольку дней обходиться без еды и воды.

В. – Ребята, а как же верблюды спасаются от жаркого солнца?

Д. – У них густая длинная шерсть.

В. – Ребята, песок в пустыне горячий. Как же верблюды идут по горячему песку и не обжигают себе ноги?

Д. – У них твёрдые копыта.

В. - Верблюдам приходится проходить огромные расстояния по песку. Как вы думаете, удобно ли верблюдам ходить по песку?

Д. – Да, у них широкие большие копыта.

В. – Давайте и мы с вами совершим прогулку по пустыне. Пододвиньте к себе контейнеры с песком и возьмите в руки карандаши. Представьте себе, что мы хотим пройти по песку в туфлях на тонких каблучках. Каблучки – это острая сторона карандаша. Пройдите на каблучках по песку. Что происходит с каблучками?

Д. – Каблучки проваливаются в песок.

В. – Удобно ли ходить по пустыне в такой обуви?

Д. – Нет.

В. – А теперь представьте себе, что у вас на ногах ботинки на толстой прочной подошве. У нас это крышечка, приклеенная к другой стороне карандаша. Пройдите в ботинках по песку. Удобно ли вам идти в такой обуви?

Д. – Да, потому что подошва широкая и не проваливается в песок.

В. – Ребята, удобно ли будет Ушастику бегать и прыгать по песку?

Д. – Нет, потому что у него тонкие лапы.

В. – Ребята, скажите, сможет ли жить в пустыне зайчонок Ушастик?

Д. – Нет.

В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось в пустыне и он решил отправиться туда, где всегда холодно. Скажите, ребята, где круглый год холод, снег и лёд?

Д. – На Севере, на Северном полюсе.

4 ч. Физминутка: «О Севере».

В. – Ребята, давайте сначала расскажем Ушастику про Север.

Дуют ветры ледяные,

Горы снежные, крутые,

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли.

Он не мал и не велик,

Этот снежный материк.

5 ч. Работа с глобусом и макетом «Север».

В. – Ребята, покажите Ушастику на глобусе, где Север и каким цветом он показан на глобусе?

Д. – Он показан белым цветом. Дети показывают на глобусе Северный полюс.

В. – Ребята, давайте скажем волшебные слова:

Шар наш голубой, крутись!

Ушастик, на Севере очутись!

В. – Вот Ушастик и оказался на Северном полюсе. Север – это царство снега и льда. Здесь, на Севере очень суровый, холодный климат. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. Кажется, что на Севере совсем не может быть животных, но вот Ушастик увидел кого – то. Послушайте про них загадку:

Среди снегов и льда он не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет,

Густая, белая шерсть его спасает,

От морозов согревает.

В. – Кто это?

Д. – Белый медведь.

В. – Ребята, как вы услышали, белые медведи питаются рыбой, хорошо плавают и ныряют. Вот медведь уже вылез из воды и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. Ребята, как белый медведь не покрывается льдом на таком морозе? Ведь он может замёрзнуть и заболеть? Давайте проведём опыт.

Воспитатель приглашает нескольких детей для проведения опыта. Дети вначале опускают руки в воду и замечают, что руки стали мокрыми и капли воды стекают с них.

В. – Ребята, если бы сейчас мы оказались на морозе, руки покрылись бы корочкой льда, можно было бы заболеть даже. А теперь я предлагаю вам вытереть руки насухо полотенцем и смазать руки маслом. Теперь снова опустите руки в воду. Что вы заметили?

Д. – Вода собралась капельками и рука не намокла. Вот и у белых медведей шерсть пропитана специальным маслом, которое помогает медведю не намокнуть и остаться сухим.

В. – Ребята, как вы думаете, Ушастик смог бы выжить на Севере?

Д. – Нет. Он не найдёт себе корм на Севере.

В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось на Севере, и он не хочет здесь больше оставаться. Ребята, давайте скажем волшебные слова и поможем Ушастику снова вернуться в детский сад:

Шар наш голубой, крутись!

Ушастик, снова в детский сад вернись!

В. - Ребята, скажите Ушастику, где же его Родина, где он сможет обитать?

Д. – В лесу.

В. – Правильно, ребята, зайцы живут в лесу. Скажите, почему зайцам хорошо в лесу?

Д. - Они там могут поесть травку, листочки, погрызть кору деревьев.

В. – Ребята, Ушастик не знает, что такое лес и кто в нём ещё живёт. Давайте расскажем Ушастику об этом.

6 ч. Игра: «Звериная зарядка».

Раз – присядка, два – прыжок –

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И тихонечко подпрыгнуть!

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало,

Начинает всё сначала!

7 ч. Аппликация «Звери в лесу».

Во время выполнения детьми аппликации звучит песня: «Колыбельная Умке».

В. – Ребята, сейчас мы покажем Ушастику как выглядит лес, и кто ещё в лесу живёт. Для этого мы с вами сделаем аппликацию.

В. – Ребята, вы и раньше выполняли аппликацию животных из бумаги, а сегодня я попрошу вас выполнить аппликацию при помощи трафаретов животных и мелко нарезанной пряжи, ниток. На листе бумаги сначала необходимо обвести карандашом трафарет животного, затем нанести клей, взять нитки и начать приклеивать их по контуру. Будьте внимательны, выберите понравившийся вам трафарет животного, подумайте, какого цвета нитки вам будут нужны для работы. Помните, что вы должны осторожно обращаться с карандашом и кисточкой для клея.

8 ч. Итог НОД.

В. – Ребята, у нас получился чудесный лес с деревьями и зверями. Ушастику он очень понравился и он согласился бы в нём жить.

В. – Ребята, Ушастик благодарит за чудесное путешествие, которое мы ему устроили и дарит вам всем медали путешественника.

В. – Чем мы сегодня занимались и что вам больше всего понравилось?

В. – Ребята, послушайте стихотворение:

Дикие животные с человеком не живут,

Постоянной помощи от него не ждут!

А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях,

На воде и под водой, в небесах и под землёй.

Сами пищу добывают, сами деток охраняют,

Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

Тигры, волки и слоны, зайцы, кабаны, киты,

Лисы, буйволы, медведи, грифы, совы и орлы –

Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать!

По своим живут законам, их всем людям надо знать!

Чтобы не вредить животным – их повсюду охранять!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.

Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
«Приключения зайчонка Ушастика». Конспект НОД по ОО «Познание» (Формирование целостной картины мира) в старшей группе
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 16:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мы накормим наших птичек»...
Цель: Развитие умения отщипывать маленькие комочки пластилина от большого куска. Задачи : Формировать у детей умение отщипывать от большого куска пластилина...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...