«Приключения зайчонка Ушастика». Конспект НОД по ОО «Познание» (Формирование целостной картины мира) в старшей группе

Кырмызы Николаева
«Приключения зайчонка Ушастика». Конспект НОД по ОО «Познание» (Формирование целостной картины мира) в старшей группе

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Приключения зайчонка Ушастика»

Цель: формирование у детей элементарных представлений о жизни животных пустыни и Севера.

Интеграция образовательных областей: «Познание» («Формирование целостной картины мира»)

Интегрируемые области: ««Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье»,

«Музыка».

Задачи:

• уточнять представления детей о животных пустыни и Севера, их внешнем виде, характерных особенностях;

• расширять представления детей о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

• развивать умение детей поддерживать беседу, понимать поставленную задачу, интерес к познавательной деятельности;

• побуждать детей использовать свои познания и представления о животных в художественно – творческой деятельности;

• воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к окружающему миру.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физминутки.

Словесные: беседа, вопросы – ответы.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Средства обучения:

Демонстрационный материал: игрушка – заяц, предметные картинки по теме: «Дикие животные», глобус, макеты: «Пустыня», «Север», ёмкость с водой, масло растительное, салфетка.

Раздаточный материал: контейнеры с песком, карандаши с приклеенными с одной стороны крышками от пластиковых бутылок, листы бумаги, трафареты животных, деревьев, клей, кисточки для клея, нитки.

Предварительная работа:

• рассматривание картинок, иллюстраций книг, журналов с изображением животных разных стран;

• беседы о животных разных стран;

• дидактические игры: «Кто где живёт?», «Кто что ест?»;

• отгадывание загадок о животных;

• рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Индивидуальная работа: учить детей назвать особенности климата пустыни, Севера.

Словарная работа: глобус, пустыня, Север, верблюд, белый медведь, тюлень.

Ход НОД:

1ч. Д/игра: «Прятки». Игровой момент с игрушкой – зайцем.

В. – Ребята, вы любите играть в «Прятки»?

Д. – Да, любим.

В. – Я предлагаю поиграть в эту игру с животными.

Воспитатель показывает детям части предметных картинок из серии «Дикие животные» и задаёт вопросы:

- Чьи это уши?

- Чей это хвост?

- Чьи лапы? и т. д.

В. - Ребята, скажите, чьи это ушки?

Д. – Это заячьи уши.

В. – Вы узнали, кто это?

Д. – Это наш зайчонок Ушастик.

В. – Ребята, нашему знакомому зайчонку Ушастику надоело сидеть на полке, вот и он решил отправиться в путешествие. Вы поможете ему в этом?

Д. – Да.

2 ч. Создание проблемной ситуации. Беседа о глобусе.

В. – Ребята, Ушастик решил найти свою Родину, место, где ему жилось бы хорошо. Но он совсем не знает, где его Родина. Вы готовы помочь Ушастику?

В. – Что можно было бы сделать Ушастику перед тем как отправиться в путешествие?

Д. – Можно было бы нарисовать план – карту путешествия.

В. – Но Ушастик совсем не умеет рисовать. Скажите Ушастику, что помогает путешественникам в выборе маршрута путешествия?

Д. – Карта мира.

В. – Но карты мира у нас тоже нет. Давайте поможем Ушастику и предложим нужный ему предмет. Для этого послушайте и отгадайте загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит- вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

В. - Что это за предмет?

Д. – Это глобус.

В. – Ребята, расскажите Ушастику, что изображено на глобусе разными цветами?

Д. - Синим цветом – океаны, моря; зелёным – леса; коричневым – горы; белым – снега и льды; жёлтым – пески.

В. – Куда же ты хочешь отправиться, Ушастик?

У. – Хочу отправиться туда, где всегда бывает жарко!

В. – Ребята, а где всегда жарко?

Д. – В Африке, в пустыне.

В. – Ну, что же, давайте покрутим глобус и скажем волшебные слова:

Шар наш голубой, крутись!

Ушастик, в пустыне очутись!

3. Работа с макетом «Пустыня».

В. – Ребята, вот зайчонок очутился в самом жарком месте – пустыне. Давайте совершим с Ушастиком небольшую прогулку по пустыне. Пустыня – от слова «пусто», «пустынно».

В. – Скажите, ребята, какого цвета пустыня?

Д. – Жёлтого, светло – коричневого.

В. – В пустыне солнце не просто светит, оно обжигает всё вокруг своими палящими лучами. В пустыне дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

В. – Ребята, Ушастик проголодался и хочет найти себе корм в пустыне. Удастся ли зайчонку подкрепиться в пустыне?

Д. – Нет. Потому что в пустыне нет зелёных растений, деревьев.

В. – Ребята, как вы думаете, почему в пустыне нет растений?

Д. – Растения не могут расти, их сжигает солнце, потому что нет воды.

В. – Да, ребята, здесь, в пустыне можно увидеть только кактусы, колючки.

В. – Ребята, Ушастик захотел попить воды. Найдёт ли он её в пустыне?

Д. – Нет, в пустыне нет воды.

В. – А могут ли жить в пустыне животные?

Д. - Да.

В. – Ребята, совсем загрустил наш Ушастик, но вдруг он увидел каких – то необычных животных. Помогите Ушастику отгадать загадку и назвать животных.

Корабль пустыни идёт по песку,

Воды по бутыли в каждом горбу.

Колючки ему на обед подают,

Везёт в караванах товары … (верблюд).

В. – Ребята, верблюдов называют «кораблями» пустыни, потому что верблюды движутся плавно и медленно, как корабли. Скажите, ребята, как же верблюды обходятся без еды и воды в пустыне?

Д. – У верблюдов в горбах есть запасы еды и воды.

В. – Правильно, ребята, верблюды – очень выносливые животные, и могут по нескольку дней обходиться без еды и воды.

В. – Ребята, а как же верблюды спасаются от жаркого солнца?

Д. – У них густая длинная шерсть.

В. – Ребята, песок в пустыне горячий. Как же верблюды идут по горячему песку и не обжигают себе ноги?

Д. – У них твёрдые копыта.

В. - Верблюдам приходится проходить огромные расстояния по песку. Как вы думаете, удобно ли верблюдам ходить по песку?

Д. – Да, у них широкие большие копыта.

В. – Давайте и мы с вами совершим прогулку по пустыне. Пододвиньте к себе контейнеры с песком и возьмите в руки карандаши. Представьте себе, что мы хотим пройти по песку в туфлях на тонких каблучках. Каблучки – это острая сторона карандаша. Пройдите на каблучках по песку. Что происходит с каблучками?

Д. – Каблучки проваливаются в песок.

В. – Удобно ли ходить по пустыне в такой обуви?

Д. – Нет.

В. – А теперь представьте себе, что у вас на ногах ботинки на толстой прочной подошве. У нас это крышечка, приклеенная к другой стороне карандаша. Пройдите в ботинках по песку. Удобно ли вам идти в такой обуви?

Д. – Да, потому что подошва широкая и не проваливается в песок.

В. – Ребята, удобно ли будет Ушастику бегать и прыгать по песку?

Д. – Нет, потому что у него тонкие лапы.

В. – Ребята, скажите, сможет ли жить в пустыне зайчонок Ушастик?

Д. – Нет.

В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось в пустыне и он решил отправиться туда, где всегда холодно. Скажите, ребята, где круглый год холод, снег и лёд?

Д. – На Севере, на Северном полюсе.

4 ч. Физминутка: «О Севере».

В. – Ребята, давайте сначала расскажем Ушастику про Север.

Дуют ветры ледяные,

Горы снежные, крутые,

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли.

Он не мал и не велик,

Этот снежный материк.

5 ч. Работа с глобусом и макетом «Север».

В. – Ребята, покажите Ушастику на глобусе, где Север и каким цветом он показан на глобусе?

Д. – Он показан белым цветом. Дети показывают на глобусе Северный полюс.

В. – Ребята, давайте скажем волшебные слова:

Шар наш голубой, крутись!

Ушастик, на Севере очутись!

В. – Вот Ушастик и оказался на Северном полюсе. Север – это царство снега и льда. Здесь, на Севере очень суровый, холодный климат. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. Кажется, что на Севере совсем не может быть животных, но вот Ушастик увидел кого – то. Послушайте про них загадку:

Среди снегов и льда он не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет,

Густая, белая шерсть его спасает,

От морозов согревает.

В. – Кто это?

Д. – Белый медведь.

В. – Ребята, как вы услышали, белые медведи питаются рыбой, хорошо плавают и ныряют. Вот медведь уже вылез из воды и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. Ребята, как белый медведь не покрывается льдом на таком морозе? Ведь он может замёрзнуть и заболеть? Давайте проведём опыт.

Воспитатель приглашает нескольких детей для проведения опыта. Дети вначале опускают руки в воду и замечают, что руки стали мокрыми и капли воды стекают с них.

В. – Ребята, если бы сейчас мы оказались на морозе, руки покрылись бы корочкой льда, можно было бы заболеть даже. А теперь я предлагаю вам вытереть руки насухо полотенцем и смазать руки маслом. Теперь снова опустите руки в воду. Что вы заметили?

Д. – Вода собралась капельками и рука не намокла. Вот и у белых медведей шерсть пропитана специальным маслом, которое помогает медведю не намокнуть и остаться сухим.

В. – Ребята, как вы думаете, Ушастик смог бы выжить на Севере?

Д. – Нет. Он не найдёт себе корм на Севере.

В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось на Севере, и он не хочет здесь больше оставаться. Ребята, давайте скажем волшебные слова и поможем Ушастику снова вернуться в детский сад:

Шар наш голубой, крутись!

Ушастик, снова в детский сад вернись!

В. - Ребята, скажите Ушастику, где же его Родина, где он сможет обитать?

Д. – В лесу.

В. – Правильно, ребята, зайцы живут в лесу. Скажите, почему зайцам хорошо в лесу?

Д. - Они там могут поесть травку, листочки, погрызть кору деревьев.

В. – Ребята, Ушастик не знает, что такое лес и кто в нём ещё живёт. Давайте расскажем Ушастику об этом.

6 ч. Игра: «Звериная зарядка».

Раз – присядка, два – прыжок –

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И тихонечко подпрыгнуть!

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы:

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало,

Начинает всё сначала!

7 ч. Аппликация «Звери в лесу».

Во время выполнения детьми аппликации звучит песня: «Колыбельная Умке».

В. – Ребята, сейчас мы покажем Ушастику как выглядит лес, и кто ещё в лесу живёт. Для этого мы с вами сделаем аппликацию.

В. – Ребята, вы и раньше выполняли аппликацию животных из бумаги, а сегодня я попрошу вас выполнить аппликацию при помощи трафаретов животных и мелко нарезанной пряжи, ниток. На листе бумаги сначала необходимо обвести карандашом трафарет животного, затем нанести клей, взять нитки и начать приклеивать их по контуру. Будьте внимательны, выберите понравившийся вам трафарет животного, подумайте, какого цвета нитки вам будут нужны для работы. Помните, что вы должны осторожно обращаться с карандашом и кисточкой для клея.

8 ч. Итог НОД.

В. – Ребята, у нас получился чудесный лес с деревьями и зверями. Ушастику он очень понравился и он согласился бы в нём жить.

В. – Ребята, Ушастик благодарит за чудесное путешествие, которое мы ему устроили и дарит вам всем медали путешественника.

В. – Чем мы сегодня занимались и что вам больше всего понравилось?

В. – Ребята, послушайте стихотворение:

Дикие животные с человеком не живут,

Постоянной помощи от него не ждут!

А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях,

На воде и под водой, в небесах и под землёй.

Сами пищу добывают, сами деток охраняют,

Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

Тигры, волки и слоны, зайцы, кабаны, киты,

Лисы, буйволы, медведи, грифы, совы и орлы –

Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать!

По своим живут законам, их всем людям надо знать!

Чтобы не вредить животным – их повсюду охранять!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.

Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
«Приключения зайчонка Ушастика». Конспект НОД по ОО «Познание» (Формирование целостной картины мира) в старшей группе
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 16:44
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...
Досуг ко Дню Матери «В гостях у сказки». Фотоотчёт
Накануне чудесного праздника – Дня Матери, в нашем детском саду прошло замечательное мероприятие -совместный досуг «В гостях у сказки». Такое название...
Мастер-класс по изготовлению «Пожарной машины» из картонной коробки
Мастер-класс по изготовлению "Пожарной машины" из картонной коробки. В этом году в нашем районе впервые проходили соревнования "Юны пожарный". Где...