МААМ-картинки

Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми

Наталья Андрюшина
Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми

На логопункте нашего учреждении корекционная работа с детьми осуществляется путём целенаправленной работы по преодолению фонетического и фонетико-фонематического нарушения речи.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребёнка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка сказочных представлений на основе сюжета сказок.

Публикация «Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребёнка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, предательство и взаимовыручка, измена и коварство, добро и зло. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме в виде артикуляционных сказок.

Развивающая среда представлена в виде кукол-самоделок.

Эти куклы необычные. Скорее их можно назвать куколки-мешочки. Все они одного размера 13 на 18 см, сшиты из тканей разных расцветок, затягиваются как обычные мешочки тесьмой. Наполнители у мешочков так же разные: гречка, горох, фасоль, рис, семечки подсолнечника, семечки тыквенные, бочонки от лото, шуршащие целлофановые пакеты, макаронные изделия в форме бантиков, витушек, рожков и пр., высушенные травы лаванды, душицы, липовый цвет и т. д.

Мешочек с наполнителем- это и есть туловище куколки – персонажа сказки. Для изображения головы героя я использовала съёмные головы от покупных кукольных театров. В моей коллекции их пока немного, но достаточно для осуществления того тематического минимума, который я планирую на учебный год. Фигуры людей – дед, бабка, девочка, мальчик, Снегурочка, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Домовой, Животные – кот, собака, петух, медведь, лиса, волк, свинья, овца, бык, заяц, лягушка, мышка и т. д.

В дополнение к сказочным персонажам у нас имеется огромная коллекция игрушечных сказочных атрибутов : сундучок, терем, коромысло, вёдра, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги -скороходы, шапка-невидимка, ступа, печка, клубочек, метла, поднос с волшебным яблоком, самовар….

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в дополнительных сенсорных ощущениях, поэтому все эти куклы-мешочки являются замечательным материалом для стимуляции кожного осязания, развития мелкой моторики рук.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми дефектами объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки или рассказа, который порой по ходу действия сочиняют дети.

В основу такого метода проведения подгрупповых логопедических занятий, положены комплексность и игровые приёмы. Основное отличие такой системы состоит в том, что занятия подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предлагается разнообразное построение занятий: в одном случае – это игра, в другом – спектакль, где дети – артисты. Придуманы разные варианты занятий с использованием литературных персонажей, сюжетов сказок.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей-логопатов часто наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.

Сюжетно-тематическая организация подгрупповых логопедических занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Система построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:

• в оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;

• в ходе занятия предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

• на каждом занятии ведётся работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

• физкультминутки и динамические паузы несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;

• предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

В основу организационно-сюжетного построения занятий положена методика Е. А Пожиленко, главным в которой является комплексно-игровой метод организации логопедических занятий, в ходе которых коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением у детей словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза.

На разных этапах коррекции я использую следующие дидактические игры :

«Волшебный экран» - закрепление артикуляционных позиций;

«Подводное царство», «Цветочная поляна», «Сказочная регата», «Загадочный остров», «Птичий пир» - развитие речевого выдоха;

«Где мышонок?» - уточнение пространственных представлений и употребление предлогов, а так же закрепление знаний геометрических фигур;

«Бусы царевны» - автоматизация произношения звуков, уточнение лексических тем и цветовых эталонов;

«Куб желаний» - автоматизация поставленных звуков в словах, уточнение и активизация словарного запаса.

«Сказочные сюжеты» - развитие связной речи, словесно-логического мышления и памяти.

«Волшебные квадраты» - дети «идут» пальчиками по индивидуальному маршруту, читают слоги.

«Царство звуков», где дети учатся различать речевые и неречевые звуки. Здесь можно попасть в «район гласных и согласных звуков», «улицу парных и непарных согласных», пройтись по «Твёрдой набережной», и «Мягкому озеру» и оказаться в «Немом тупике». Попадая в это царство, дети учатся давать характеристику любому звуку.

«Ожившие звуки» - развитие фонематического восприятия и уточнения акустико-артикуляторных свойств звуков;

«По сусекам поскребём по амбарам пометём…»- поэтапный разбор акустико-артикуляторных характеристик звуков, развитие фонематического анализа;

волшебные персонажи «Дядюшка АУ» и «Буковка» - их использование на каждом занятии способствует положительному эмоциональному настрою настрою и позволяет в образной форме вести работу над звуками и буквами.

В процессе взаимодействия с внешним окружением дощкольник познаёт мир, вместе с тем познаёт и себя. А через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.

Важнейшей задачей в коррекционной работе с детьми с нарушением речи является формирование всех компонентов речи – звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи. Для того, чтобы получать наиболее высокие показатели, моя задача как логопеда не только применить все свои умения и навыки по устранению речевых недостатков у воспитанников, но и создать все необходимые условия для их реализации. Как известно, дети мыслят образами и немаловажным для них является пространственная среда, которая при правильной организации будет работать только на положительный результат.

Публикации по теме:

Доклад «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми». ГБПО ВО «Муромский педагогический колледж» Доклад на тему: «Применение личностно – ориентированной технологии в работе с детьми».

Мастер-класс для родителей «Изготовление музыкальных шумовых игрушек-самоделок» Цель. Передача опыта музыкального руководителя по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из бросового материала родителям 2-ой.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Применение игровых технологий в работе с детьми Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая.

Применение интерактивного оборудования в коррекционной работе учителя-логопеда ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Гайбышева Д. Р. ,учитель-логопед МАДОУ ЦРР – детский сад ГО.

Применение интерактивного оборудования в коррекционной работе учителя-логопеда Применение технических средств повышает эффективность занятия, позволяет сделать процесс обучения эмоционально - насыщенней, а также увлекает.

Применение современных технологий в работе с детьми Введение Сегодня в России существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя научно обоснованные подходы.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. «Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность,.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Опыт работы) В современном обществе здоровых детей становится.

Работа по художественной литературе. Изучение, применение в работе с детьми Воспитание любви к книге! «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский Процесс общения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 10:28
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД