Лучший педагог года

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе

Шелкова Лариса
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе

Шелкова Л. В., Стародумова Л. А.

(г. Барнаул, Россия,

МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»,

mbdou.kid193@barnaul-obr.ru)

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» размещена в разделах

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохини.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В связи с этим, в нашем детском саду три года успешно проводилась опытно - экспериментальная работа по теме «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к книге». Для опытно – экспериментальной работы мы взяли большие художественные произведения : с детьми 5-6 лет изучили А. А. Милна «Винни – Пух и все, все,все», А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», с детьми 6-7 лет - Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Богатыри земли русской» - изучение былин.

Основные идеи эксперимента. Развитие интереса и любви к книге, успешное использование художественной литературы, как средства воспитания и развития ребенка, возможно при условии, если педагог исходит из эстетической природы слова, широко использует выразительное чтение, методы и приемы, способствующие развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоциональной сферы, самостоятельной интеллектуальной и художественно-речевой деятельности детей.

Цель эксперимента:

1. Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге. 2. Создание модели работы с детской книгой.

Задачи:

1. Анализ имеющегося теоретического и практического опыта работы педагогов по заявленной теме.

2. Создать методический комплект материалов (проекты, конспекты, методические рекомендации и т. д.)

3. Разработать модель работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

4. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с большими литературными произведениями через разные виды деятельности:

- речевую – слово (эпитеты, сравнения, ритм, метафора);

театрализованную - движения, жесты, голос, мимика, интонация;

- изобразительную - рисунок, прием сопоставления живописных полотен с

литературными текстами. ;

- музыкальную - мелодия, ритм, интонация.

- игровую - дидактические игры.

5. Формировать самостоятельную художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста (через обогащение предметно- развивающей среды, «уголки книги», игровую деятельность)

6. Обобщить опыт работы педагогов ДОУ в виде методических материалов.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного

возраста.

Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста

интереса к книге.

Гипотеза:

Развитие интереса у детей является актуальным в процессе формирования информационной культуры личности, но реализуемые на практике разрозненные методы и приемы не способствуют мотивации дошкольников к чтению больших литературных произведений. Развитие у старших дошкольников интереса к книге будет успешным, если:

- воспитательно-образовательный процесс будет наполнен разнообразными методами и приемами работы с литературными текстами;

- создана развивающая предметная среда, ориентирующая дошкольников на формирование читательской культуры ребенка;

- организована совместная деятельности ДОУ и социума по организации литературного просвещения детей (ДОУ- БГПУ- гимназия №42-библиотеки);

- организовано взаимодействие ДОУ и семьи в формировании у детей читательской культуры, литературного вкуса.

Этапы эксперимента:

1этап. Подготовительный (6 месяцев)

Содержание деятельности:

-разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом;

-корректировка должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников ОЭД;

-разработка поэтапного плана ОЭД;

-внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

-оформление заявки на ОЭД в комитет по образованию;

-комплектование фонда справочных пособий, информационных материалов по проблеме эксперимента (включая электронные носители и Интернет);

-обобщение опыта работы педагогов ДОУ

2 этап. Функционирование экспериментальной площадки (2 года)

Содержание деятельности:

-организация экспериментальной работы в соответствии с перспективным планом, программой интегрированных проектов;

-создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов (семинары-практикумы, выставки, презентации, литературные

гостиные);

-разработка методических материалов, дидактического и методического сопровождения эксперимента;

-организация открытых мероприятий, выставок продуктов педагогической и детской деятельности;

-определение эффективности проделанной работы (итоговая диагностика)

3 этап. Обобщающий (6 месяцев)

Содержание деятельности:

-обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;

-составление письменных отчетов;

-составление докладов, выступлений к научно-практическим конференциям, методическим объединениям педагогов и т. д. ;

-подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» и др. ;

-издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных перспективных планов, авторских программ и т. п.

Принципы реализации экспериментальной деятельности:

- принцип интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к чтению художественной литературы аспекты разных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, художественно-речевой, театральной, музыкально-эстетической деятельности, а также в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- принцип деятельностного подхода, который формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

-принцип системности в процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями на основе двустороннего взаимодействия педагогов и родителей;

- принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности;

- принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне;

- принцип развития личностных качеств ребенка направлена на формирование уважительного, позитивного отношения к книге;

- принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающих возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладание эмпатии в межличностных отношениях;

- принцип преемственности во взаимодействии детского сада и семьи и как условие построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечение развития ребенка.

Условия реализации основных принципов работы:

1. Организация книжного уголка «Островок Книги».

2. Организация мастерской по ремонту книг «Книжкина больница».

3. Создание театрального уголка.

4. Создание мини-музея детской книги.

5. Создание методической, дидактической и наглядной базы.

6. Разработка интегрированных проектов по ознакомлению с произведениями и творчеством писателей.

7. Разработка программы клуба детского чтения совместно с библиотекой «Золотой ключик», кружка «Книжная колыбель», детско-родительской студии «В гостях у сказки».

8. Разработка программ семинаров для педагогов ДОУ и родителей.

9. Разработка модели работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

Формы взаимодействия с детьми:

1. Совместная деятельность с воспитателем

-занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой и биографиями писателей

- занятия по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (календарь знаменательных дат)

- создание «Книжкиной больницы» в группах

-занятия в кружке «Книжная колыбель» (1 раз в неделю)

изготовление коллажей в процессе непосредственно - образовательной деятельности (художественно-продуктивная деятельность)

художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы, изготовление макетов к большим художественным произведениям, изготовление книжек - самоделок)

словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

организация досуговой деятельности (развлечения, театрализованные представления, инсценирование)

рассматривание репродукций, иллюстраций

празднование именин литературного произведения

-литературно-музыкальные праздники (опера, музыкально-игровые развлечения)

-конкурсы между «героями» художественного произведения

-экскурсии и занятия в филиале городской библиотеки №1.

2. Самостоятельная деятельность детей

-организация сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, дидактических игр

-драматизация сказок,

-художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

Формы взаимодействия с родителями

I. Информационно – аналитические

- проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

- «Почтовый ящик» (родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

II. Познавательные формы работы (призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формирует практические навыки взаимодействия с детьми)

- индивидуальные консультации, беседы

- родительские собрания

- семинары – практикумы

- «Дни открытых дверей»

- проектная деятельность

- акции «Подари книгу», «Книжки – самоделки»

- экскурсии

- создание макетов по художественным произведениям.

III. Досуговые формы

- детско – родительская студия «В гостях у сказки»

- вечера – развлечения, праздники

- создание семейных библиотек

- конкурсы рисунков, поделок

- клуб выходного дня «За чашкой чая».

IV. Наглядно – информационные

- родительский уголок

- информация для родителей: списки литературных произведений по возрасту, советы «Как организовать чтение дома», рубрика «Новинки детской литературы» с краткой аннотацией к ним

- папки – передвижки

- буклеты

- рекомендации

- стенгазеты

- информационные листы «Растим будущего читателя».

Формы активизации педагогов:

- Традиционные: семинары, семинары – практикумы, консультации, творческие группы, педагогические советы, тренинги, деловая игра, повышение квалификации.

- Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, использование квест – технологии, кейс – технологии, издательская деятельность, ИКТ – технологии, литературный салон.

Методы работы:

-Анкетирование

-Тестирование

- SWOT - анализ

- Самоанализ

- «Мозговой штурм»

- Метод «Модерации»

- Методический фестиваль.

Результаты опытно – экспериментальной деятельности:

1. Повысился уровень речевого развития и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2. Повысился у детей интерес к книге и отношение к ней.

3. Педагоги знают теоретические основы методики работы с художественной литературой; умеют анализировать и оценивать идейно-художественное содержание и форму литературного произведения; умеют организовывать разнообразную художественную деятельность; владеют средствами выразительного чтения.

4. Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки.

5. Создан методический комплект (интегрированные проекты, перспективные планы, методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические пособия и т. д.).

6. Создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с особенностями читательских интересов детей дошкольного возраста.

7. Организована работа детского клуба «Золотой ключик» во взаимодействии с социумом.

8. Организована работа кружка «Книжная колыбель».

9. Создана детско – родительская студия «В гостях у сказки».

10. Создана модель работы с детской книгой.

Публикации по теме:

Содержание работы по приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста «Содержание работы по приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста». Из опыта работы. Подготовила воспитатель.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Приобщение детей и родителей старшей группы к детской художественной литературе. Викторина «Умные сказки» «Умные сказки». Приобщения детей и родителей старшей группы к детской художественной литературе (викторина). Воспитатель: Малышева.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова,.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе с использованием регионального компонента Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе с использованием регионального компонента. Художественная литература служит.

Приобщение детей к художественной литературеПриобщение детей к художественной литературе .

Приобщение детей к художественной литературе Полноценное развитие малыша невозможно без литературы. Хорошая детская книга учит ребенка доброте, любви, дружбе, в лёгкой и доступной форме.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Занятие по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе посредством музыкального воспитания Занятие по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальное воспитание в рамках реализации областного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе
Опубликовано: 30 марта 2018 в 10:49
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД