МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы)

Алла Рубцова
Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы)

Приобщение дошкольников к художественной литературе.

С. Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст - время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

Публикация «Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы)» размещена в разделах

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Чтение детям художественного произведения должно быть подчинено целям идейно-эстетического воспитания. Среди педагогов укоренился потребительский подход к литературе : если нужно воспитывать культурно-гигиенические навыки – почитаем «Мойдодыра»; если в группе есть драчун – прочтем «Что такое хорошо – что такое плохо».

Критик В. Смирнова пишет: «Тараканище», конечно, цель высмеять трусость, избавить ребенка от страха; «Айболит» хочет научить детей любить животных, а «Мойдодыр» - приучить к чистоте… Но дело не в этих элементарных задачах добра и пользы. И когда писатель возглашает весело, заканчивая «Мойдодыр» :

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам…

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое…

ребенок радуется не потому, что понял пользу умывания, а потому, что эту трудную, обязательную для малыша работу – умываться по утрам – писатель превратил в веселую, увлекательную игру, оживил увлекательными происшествиями и необычными персонажам, щедро обогатил его словарь, согрел всемогущим чувством юмора. В этом и смысл, и прелесть, и воспитательный эффект сказок Корнея Чуковского».

Для детей чтение художественного произведения – встреча с искусством; важно, чтобы встреча была эмоциональной, волнующей. Если чтение детей не волнует, то и последующая беседа оставит их равнодушными. Необходимо помнить - чувство эстетического наслаждения вызывается ритмом, рифмой, интонациями, то серьезными, то резкими, то шутливыми, то ласковыми, мелодикой стихотворной речи, запомнившейся строчкой, поразившей воображение, найденным образом, метким словом.

Воспитатель не пассивный передатчик содержания книги, именно он помогает детям определить свое отношение к прочитанному, к различным литературным персонажам, обращает внимание на удачный образ, меткое сравнение, звонкую рифму, забавную игру слов. Нужен анализ произведения. Подлинный анализ не снижает эмоциональное впечатление, а углубляет его, помогает постичь образ. Нужно учить детей думать над вопросами педагога, которые привлекают их смысл не только к теме, сюжету, но и к художественному строю произведения. Вопрос, не заставляющий ребенка думать, рождает равнодушие.

Так какие же вопросы следует задавать по прочитанному произведению? Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга.

«Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где».

Вопросы ведут детей к осознанию содержания, путем осмысления языковых средств. Анализ позволяет детям глубже пережить впечатление от стихотворения, рассказа и больше понять мысли и чувства автора.

В качестве примера предлагаем работу по рассказу Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

При чтении произведения следует обратить внимание на прямую речь, реплики матери и отца, которые произносятся с особой интонацией удивления.

- Машенька, да неужели ты у нас большая становишься?

- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

После прочтения произведения предложите дошкольникам ответить на вопросы, которые позволяют выяснить, насколько верно они поняли идейный замысел писателя, авторскую позицию, что нового принес данный рассказ в их жизнь.

Вопросы по тексту рассказа.

1. Что делала Маша, чтобы все считали ее взрослой?

2. Когда родители и окружающие поняли, что Маша действительно становится большой?

3. Как вы поняли, что надо делать, чтобы все считали тебя большим?

4. А вы уже большие или нет? Объясните, почему вы так думаете.

Вопросов не должно быть слишком много, чтобы сохранить эстетическое наслаждение, эмоциональное воздействие художественного текста на душевный мир ребенка.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка ж чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном.

Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства. Ведь научить и понимать книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к художественной литературе Комментарии к слайдам. Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все.

Приобщение дошкольников к художественной литературе Приобщение дошкольников к художественной литературе. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы)
Опубликовано: 4 июня 2015 в 12:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД