Лучший педагог года

Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Сахно Наталья Петровна
Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Объект изучения

- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования

- использование метода проекта в организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Методическая разработка „Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Гипотеза:

проект является методом организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, поскольку он предоставляет возможности для детей: самостоятельно видеть проблему, правильно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы; предлагать варианты решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельно и осознанно планировать свою работу; дать оценку результату, делать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

Цель исследования:

изучить теоретические основы организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста; разработать и внедрить педагогическую технологию организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, с использованием метода проекта.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, в работе решались следующие

задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по вопросу организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить и уточнить этапы, содержание, критерии и уровни организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть сущность метода проекта и его использование в практике ДОУ.

4. Разработать и внедрить педагогическую технологию организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проекта.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался

комплекс методов:

1)аналитические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;

2)методы эмпирического исследования: беседы индивидуальные и групповые, наблюдение, изучение и анализ результатов исследовательской деятельности старших дошкольников, диагностические (тестирование, ранжирование, формирующие (творческие исследования);

3)методы математической обработки результатов экспериментальной работы.

В контексте нашего исследования мы рассмотрели этапы исследовательской деятельности, с позиций личностного развития ребенка, опираясь на исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, А. В. Н. Н. Поддъякова и др. Первый этап характеризуется проявлением любопытства; второй этап - резкое увеличение осмысленности; третий этап - наглядно-образное мышление и воображение; четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельностью; пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.

На основании анализа полученного материала были выявлены

три уровня развития исследовательской деятельности

старших дошкольников.

Высокий уровень

развития исследовательской деятельности (3 балла); характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

Средний уровень

развития исследовательской деятельности (2 балл); характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого.

Низкий уровень

развития исследовательской деятельности (1 балл); характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты.

структура метода проекта старших дошкольников, включающая в себя следующие

компоненты:

целеполагание планирование процесса реализация процесса, согласно плана рефлексия проделанной работы коррекция.

Рассмотрим

структурные компоненты

педагогической технологии.

I.Научная концепция. (теоретические положения ведущих ученых,

II. Содержательная часть. Данная часть включает в себя целевые установки (цели, задачи, гипотезу, принципы, позицию ребенка и педагога, объем и характер содержания педагогического процесса, способствующие пониманию трактовки технологии построения и функционирования.

III. Процессуально-методическая часть. В ней описывается непосредственная реализация педагогической технологии через педагогический процесс и методическое обеспечение, способствующие достижению поставленных целей и задач. состоит из последовательно реализующихся блоков технологической системы:

1 блок: входная (предварительная) диагностика.

2 блок: организация педагогического процесса. Этот блок включает в себя формы, методы организации педагогического процесса на каждом этапе технологической цепочки, способы и приемы управления (диагностика, контроль, коррекция).

3 блок: результат.

Список литературы.

1. Агафонова В. Ф. Проектное обучение – каждому по способностям [Текст] / В. Ф. Агафонова // Профессиональное образование. – 2003. – № 9. – C.14.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Ананьев Б. Г. - М. : Педагогика, 1980. – 324с.

3. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная пед. академия, 1995. – 209 с.

4. Большой энциклопедический словарь [Текст] – 2-е изд., перепр. и дополн. – М. : Большая Рос. Энциклопедия, 1998. – 1456 с.

5. Венгер Л. А. Психология [Текст] / Венгер Л. А., Мухина В. С. - М. : Просвещение, 1988. – 318с.

6. Ветлугина А. Н. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: книга для воспитателя детского сада [Текст] / А. Н. Ветлугина – М. : Просвещение, 1987. – 58 с.

7. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 135-139.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, – 1991. – 420с.

9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. – Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 310с.

10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследования в советской психологии. – М. : Наука, 1966. – С. 236-277.

11. Данюкова А. Вы любите проекты? [Текст] / А. Данюкова // Обруч. – 2001. – № 4. – С. 10-13.

12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Изд-во «Акцидент», 1995. – 288 с.

13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т. А. Репиной – М. : Педагогика, 1987. – 192 с.

14. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др. – М. : Просвещение, 1988. – 243с.

15. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и уч-ся пед. училищ. [Текст] / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохиной. – М. : Просвещение. – 1986. – 415 с.

Прикреплённые файлы:

-26-04-2011_2es87.ppt | 382,5 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 22:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД