Лучший педагог года

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Татьяна Доброхотова
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Эта тема значима и актуальна, поскольку помогает выявить несформированность основных предпосылок оптически грамотного письма у детей с нарушениями речи еще в дошкольном возрасте и провести своевременную работу по профилактике оптической дисграфии.

Публикация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах

Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных условий по его преодолению. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребенка дает более быструю положительную динамику.

Таким образом, начинать практическое решение проблемы дисграфии нужно не в школе, а задолго до начала обучения ребенка.

Дисграфия - это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие в письме специфических ошибок. Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и другое. Поэтому его расстройство носит системный характер.

Виды дисграфии.

Из всех наиболее известных классификаций дисграфии, разработанных разными авторами (М. Е. Хватцевым, О. В. Токаревой, А. Н. Корневым и другими, я предпочла воспользоваться той, которая была создана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. Н. Герцена и в дальнейшем несколько уточнена Р. И. Лалаевой. Согласно этой классификации, выделяются следующие пять видов дисграфии :

- дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии - акустическая, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи;

- артикулярно-акустическая дисграфия, при которой имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения (прежде всего полные звуковые замены находят свое отражение на письме);

- дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при которой ребенок затрудняется в определении количества и последовательности звуков в слове, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова;

- оптическая дисграфия, связанная с недоразвитием оптико- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

- аграмматическая дисграфия, обусловленная несформированностью у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.

Чаще всего названные виды дисграфии в разных сочетаниях одновременно присутствуют у одних и тех же детей. Эти случаи принято относить к смешанной дисграфии.

Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающимися являются оптические дислексия и дисграфия. Данные нарушения могут явиться результатом действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что может привести к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма. Одной из наиболее распространенных причин оптической патологии письменной речи является наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок, по мнению Цветковой Л. C., наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. Трудности становления процесса латерализации также могут стать причиной возникновения оптических дислексии и дисграфии. Несформированная в срок, а также перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга, следовательно, четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства. В результате дети не овладевают системой абстрактных пространственных обозначений (правый, левый, справа, слева и т. д., путаются в симметричных сторонах пространства, окончательно не усваивают пространственные понятия. В итоге недостаточно сформированными являются пространственное восприятие, ориентировка и представления. А. Н. Корнев (1997, Р. И. Лалаева (1999, И. Н. Садовникова (1995, М. Е. Хватцев (1996, и другие среди механизмов оптических нарушений письменной речи выделяют недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, оптико- пространственного восприятия и представлений, зрительно моторной координации, недостаточную сформированность зрительной памяти. Также вследствие нечетких слуходвигательных представлений.

Симптоматика оптической дисграфии :

- Неузнавание и неразличение графически сходных букв, их смешение (буквы, отличающиеся количеством элементов; букв, отличающихся пространственным расположением элементов).

- Замены одной буквы другой.

- Отрыв элементов букв.

- Зеркальное написание.

- Написание лишних элементов, недописание элементов.

При оптической дисграфии у детей отмечается неустойчивость зрительных впечатлений и представлений. Дети не узнают раздельные буквы, не соотносят их с определенными звуками и не осознают их как графемы. Одна и та же буква в различные моменты воспринимается по-разному. Неточное, нечеткое восприятие букв приводит к их частым смешениям. Особенно часто смешиваются буквы, сходные по своему начертанию. Вследствие этого у детей плохо воспитываются зрительные стереотипы слов - затрудняется их узнавание. У некоторых детей, особенно часто у левшей, наблюдаются случаи зеркального письма, то есть буквы пишут в форме их зеркального отражения, элементы букв и слов часто пишутся справа налево (непроизвольно). Как правило, сами дети своих ошибок не замечают. У детей с нарушением речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память. Несформированность основных предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а своевременное проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Развитие оптико-пространственных представлений

и зрительного анализа и синтеза (диагностика)

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную ее предпосылку очень важно своевременно выявить и обязательно постараться устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы он просто «не успел» усвоить неправильные начертания букв и тем более ввести их в «моторную память руки». С последним потом бороться бывает особенно сложно, хотя и вполне возможно.

Поскольку нижнетеменные отделы коры головного мозга окончательно

созревают позже многих других ее отделов, то на начальных этапах обучения

письму трудности дифференциации буквенных знаков имеют место у многих

детей, особенно когда это обучение начинается в детском саду. Появлению этих трудностей во многом способствуют и особенности русской графики, так как все буквы нашего алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов. Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв. И нужно обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать эти буквы. К тому же специфическую сложность в этот процесс вносит и наличие у многих детей явного или скрытого левшества, свидетельствующего о своеобразии межполушарного взаимодействия. На первых этапах обучения письму трудности в усвоении букв испытывают и многие дети без отставания в своем развитии.

Проведенные исследования зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о том, что многие дети не имеют достаточно четких представлений о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, что им не знакомы такие понятия, как «выше» и «ниже», «больше» и «меньше», «дальше» и «ближе» и т. п. Дети не могут подобрать антонимы к словам, обозначающим величину предметов. (Например, когда в ходе обследования ребенку показывала длинную и короткую линейки и при этом говорила: «Вот эта линейка длинная, а это какая?» - то ребенок отвечал, что она «узкая» или «маленькая» вместо «короткая»).

Помимо этого, даже 6-7-летние дети нередко затрудняются в выделении своей правой и левой руки, не говоря уже об определении соответствующей ориентированности в пространстве окружающих предметов. При этом у таких детей имело место зеркальное написание многих печатных букв.

Следовательно, профилактика оптической дисграфии должна заключаться прежде всего в устранении у ребенка тех более элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся серьезным препятствием к усвоению букв.

Состояние у ребенка зрительно-пространственных представлений в самой приближенной форме может быть проверено в ходе выполнения им таких заданий.

1. Понимание пространственных предлогов. Ребенку предлагают положить карандаш НА книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, а также подержать его НАД книгой. Затем, расположив сразу несколько карандашей в указанном выше положении по отношению к книге, нужно попросить ребенка взять карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги, ОТ книги. Неправильность выполнения этих заданий или слишком медленное их выполнение будет свидетельствовать о непонимании

(или недостаточном понимании) ребенком значений этих предлогов.

2. Самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов (проверяется в случае успешного выполнения им предыдущего задания, ибо если отсутствует даже понимание значений предлогов, то самостоятельное их называние проверять бессмысленно). Взрослый сам проделывает все описанные выше «манипуляции», а ребенок говорит, куда кладется карандаш, употребляя при этом соответствующие предлоги.

3. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

* Взрослый кладет карандаш справа от книги и просит ребенка сделать то же самое (перед ним тоже лежат книга и карандаш). Ребенок может положить карандаш слева, то есть воспроизвести расположение этих двух предметов в пространстве «зеркально».

* Ребенка просят поднять вверх правую руку. Если это задание выполняется

им ошибочно, то предъявление всех последующих заданий теряет всякий смысл, поскольку все они соотносятся с выделением правой и левой рук. При

четком выделении правой руки далее предлагается ряд следующих заданий.

* Ребенка просят показать, какие предметы (стол, диван, кресло) находятся справа от него, а какие - слева. Он должен понимать, что справа находятся те предметы, которые расположены ближе к его правой руке и наоборот.

* Попросив ребенка повернуть к противоположной стене (то есть на 180 градусов, задают ему те же самые вопросы. Если ребенок дает на них прежние ответы, значит, он не ориентируется в левой и правой сторонах пространства, а просто старается «раз и навсегда» запомнить расположение в нем данных предметов.

* Положив вилку слева, а ложку справа от тарелки, ребенка просят показать

тот предмет, который находится справа (или слева) от нее.

* Ребенка просят показать на картинке, какая из птиц сидит на дереве выше,

а какая - ниже, какой из предметов находится дальше, а какой - ближе и т. п.

* Ребенку предлагают ответить примерно на такие вопросы: Что выше, дерево или 10-этажный дом? Кто (или что) летает выше, птицы или самолеты? Что к тебе ближе, стул (стоящий рядом с ребенком) или окно (расположенное в другом конце комнаты? и т. п.

4. Представления о форме и величине предметов.

* Проверяется знание ребенком названий различных геометрических фигур,

изображенных на картинке (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Если он не может сам назвать эти фигуры, то их называет взрослый, а ребенок показывает; последнее позволяет выявить понимание ребенком этих названий, то есть наличие этих слов в его пассивном словаре.

* Ребенка просят назвать изображенные на картинке высокое и низкое дерево, узкую и широкую ленту, толстый и тонкий карандаш, большое, маленькое и «среднее» яблоко. При этом взрослый называет пространственный признак одного предмета, а ребенок - другого. Например, взрослый говорит: «вот это дерево высокое, а это какое?»

5. Узнавание предметов в усложненных условиях. Ребенку предлагаются следующие задания.

* Назвать схематично изображенные на картинке предметы.

* Назвать предметы, изображенные пунктиром.

* Назвать предметы, наложенные друг на друга.

* Назвать «зашумленные» (перечеркнутые различными линиями) предметы.

* Назвать недорисованные предметы (с отсутствующими некоторыми

деталями).

6. Состояние зрительного анализа и синтеза.

* Ребенку предлагается сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от

друга два похожих домика, два снеговика, две вазы и пр.

* Ребенка просят сложить из детских кубиков по образцу какой-либо несложный предмет. Для выполнения этого задания он должен уметь синтезировать отдельные его части в единое целое.

7. Знание букв и узнавание их в усложненных условиях. У детей старшего дошкольного возраста проверяется знание печатных букв. Сначала ребенку предлагают назвать любые заглавные и строчные печатные буквы, предъявленные «вразбивку». В случае успешного выполнения этого задания проверяется и узнавание букв в усложненных условиях, что позволит судить об устойчивости их различения. Ребенку предлагается назвать: буквы, сходные по начертанию; заштрихованные; изображенные пунктиром; недописанные; наложенные друг на друга; стилизованные; необычно расположенные в пространстве; правильно написанные буквы в ряду правильно и зеркально изображенных.

Ребенок, успешно справившийся со всеми этими заданиями, не нуждается в профилактике оптической дисграфии. В том случае, если ребенок затрудняется только в выполнении заданий, связанных непосредственно с узнаванием букв, то и работу с ним нужно проводить над различением именно букв. Если же выявлено нарушение и более элементарных функций, касающихся различения пространственных предлогов или нарушений предметного гнозиса, то это свидетельствует о серьезном отставании в формировании у ребенка зрительно-пространственных представлений. Профилактическую работу с таким ребенком нужно начинать не с букв, а с формирования нарушенных более элементарных функций.

В процессе профилактики оптической дисграфии используются те же

самые задания, что и при обследовании, только число их, естественно, нужно

увеличить.

В итоге всей проделанной работы ребенок старшего дошкольного возраста должен будет без труда справляться со всеми приведенными здесь заданиями. Если это будет обеспечено, то для возникновения оптической дисграфии в этом случае уже просто не останется никакой базы – ребенок сможет без труда различать все буквы.

Основные направления коррекционно-профилактической работы

можно объединить в два периода. В подготовительный период осуществляется формирование основных предпосылок, лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма. Эту работу необходимо начинать как

можно раньше (со средней группы). В основной период на логопедических занятиях по обучению грамоте ведется работа по автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта.

Коррекционно-профилактическая работа проводится логопедом и воспитателем с привлечением в педагогический процесс родителей детей с нарушениями речи.

Содержание логопедической работы по профилактике оптической

дисграфии у дошкольников с нарушением речи включает в себя следующие

направления:

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале

предметов и геометрических фигур.

Можно использовать следующие виды заданий:

- узнать контурные изображения предметов;

- узнать пунктирные изображения предметов;

- узнать наложенные контурные изображения предметов;

- узнать наложенные пунктирные изображения предметов;

- узнать зашумленные контурные изображения предметов;

- узнать зашумленные пунктирные изображения предметов;

- назвать недорисованные изображения предметов;

- узнавание предметов в различном пространственном расположении;

- найти ошибку в изображении предмета;

- распределить предметы по величине, учитывая их реальные

размеры;

- геометрическое и цветовое лото;

- подбор предметов, по форме напоминающих определенную геометрическую фигуру;

- найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных (на картинке комбинации из геометрических фигур разных по цвету);

- сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины;

- найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д., обвести или заштриховать их;

- найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение;

- составление разрезанных на части картинок; конструирование фигур из палочек (сначала по образцу, затем по памяти);

- узнать пунктирные изображения букв;

- узнать наложенные контурные изображения букв;

- узнать наложенные пунктирные изображения букв;

- узнать зашумленные контурные изображения букв;

узнать зашумленные пунктирные изображение букв;

узнавание букв по их элементам;

- найти букву среди других оптически сходных букв;

- дописать недостающий элемент буквы;

- узнать буквы, находящиеся в различном пространственном

расположении;

- определить правильно и неправильно написанные буквы;

- узнать буквы по их зеркальному изображению;

показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально

изображенных;

- конструирование букв из элементов;

- реконструирование букв: а) добавляя элементы; б) убавляя количество элементов; в) изменяя пространственное расположение элементов; определить, чем похожи и чем отличаются сходные буквы:

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного

внимания.

Можно предложить такие задания:

- проследить взглядом правую, кривую, ломанную линию от ее начала до конца, особенно когда линия пересекается с другими;

- найти определенное число различий в изображении предметов;

- медленно перелистывать правой рукой в течении 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а левой чертить геометрические фигуры;

- игра «Счет с помехой» : называть цифры от 1 до 5 (или до 10 в

зависимости от возможностей ребенка, одновременно записывать их на листе бумаги в обратном порядке (произносит 1, пишет 5 и т. д.).

- «корректурные задания» : ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти.

Основной вид деятельности - работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время

рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы ребенок

успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводит на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. кроме того, можно предложить следующие упражнения:

- на столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т. д., ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течении 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также;

- ребенку предлагают запомнить цифровой ряд (ряд геометрических фигур, написанный на карточке, и повторить его в той же последовательности; постепенно количество элементов ряда увеличивается, начиная с 3-4 и к концу обучения, достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти);

- ребенку в течении 30 секунд показывают рисунок с изображением разных предметов (фигур, букв, цифр, просят внимательно рассмотреть и запомнить их, далее предъявляют другой рисунок, на котором есть изображения из первого рисунка и еще шесть других, и просят показать все изображения с первого рисунка.

- ребенку на определенное время предъявляется сюжетная картина и предлагается внимательно рассмотреть ее, составить рассказ-описание, а потом запомнить все, что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостает каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребенок. Данную игру лучше проводить с группой детей, так как появление элемента соревнования (кто больше найдет отличий) стимулирует запоминание;

- запомнить изображения 4-5 предметов на картинках (геометрических фигур разных цветов, букв, цифр) и найти их среди 8-10;

- запомнить парные предметы и восстановить пары через 5 сек. ;

- разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой они предъявлялись;

- что изменилось или чего не стало (на материале картинок, фигур, букв.

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

1. Формирование ориентировок ребенка в собственном теле.

2. Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2-3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

3. Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации.

4. Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.

5. Формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.

Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных ориентировок и представлений:

- назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева на права, сверху вниз, снизу вверх;

- выкладывание определенной последовательности;

- определение последовательности предметов (что справа, слева) или цифрового ряда (1 2 _ 4 5 6 _ 8 9);

- расположить предметы в пространстве по предложенной схеме;

- начертить графическое изображение направления с помощью стрелок;

- найти предмет (цифру, букву) по описанию его расположения в пространстве;

- найти одинаковые фигуры или сочетания фигур в ряду предложенных (фигуры могут быть с «правым» и «левым» поворотом);

- сложить по образцу геометрические фигуры из деталей, постепенно увеличивая их количество;

- самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим;

- игра «Муха». Передвигать кружок по клеткам в соответствии с инструкцией;

- показать правую, левую сторону предмета или фигуры;

Все вышеуказанные направления работы, задания и упражнения по профилактике оптической дисграфии применяются в средней, старшей и подготовительной группах. Они варьируются в зависимости от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей.

Публикации по теме:

«Путешествие в Страну слов. Звук [А]». Проект для дошкольников 5–6 лет с нарушением речи «Путешествие в Страну слов. Звук [А]» Проект для дошкольников, имеющих ТНР, фнр, ФФНР. Возраст 5–6 лет Описание: Проект создан с помощью.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по теме «Весна» Уважаемые коллеги! Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.

Материал на стенд «Профилактика дисграфии» Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста Одной из актуальных проблем отечественной практической.

Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в младших классах, которое.

«Речевое развитие дошкольников с нарушением речи». Самоанализ профессиональной деятельности Самоанализ профессиональной деятельности учителя-логопеда МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок» Григоровой Татьяны Анатольевны Речевое.

Предупреждение дисграфии у дошкольников Тема выступления: «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста». Актуальность профилактики дисграфии и дислексии.

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет.Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Предложение. Урок 1. Словосочетание и предложение. Гулять (отдельное слово не всегда передаёт мысль) Гулять. Дети. Поле. (ряд слов, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Опубликовано: 21 июня 2017 в 16:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД