Папки-передвижки

Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»

Ефремова Наталья сергеевна
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»

1. Актуальность темы и ее обоснование

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формированиеего характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Публикация «Консультация „Развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

В процессе работы дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию самым современным, по-моему, является метод наглядного моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Проект занятий всегда носит лабильный характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т. е. может работать в режиме проектирования.

Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, литературно-художественной и т. д.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. А работа над речевымразвитиемдетей должна везтись ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из приоритетных направлений в педагогике становится работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) сенситивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода, является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевоготворчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2. Цели и задачи

Прежде чем приступить к работе в режиме проектирования, я определила знания детей моей группы и выбрала конкретные способы реализации программных задач.

Я наметила последовательность чтения детской литературы в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.

Цель: развитие речи детей раннего возраста.

Задачи:

• развивать все компоненты устной речи, в том числе звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь и т. д. ;

• учить составлять рассказы из 3-4 предложений по серии картинок и по сюжетной картине;

• развивать воображение и эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемые результаты:

1. Дети умеют по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.

2. Обогащен словарь детей: существительным, глаголами,прилагательными, наречиями.

3. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи.

4. Согласовывают существительные и местоимения с глаголами, употребляют глаголы в будущем и прошедшем времени, используют в речи предлоги (в, на, у, за, под).

5. Отвечают на простейшие вопросы («Что?» «Кто?» «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?» «Что везет?» «Кому?» «Какой?» «Где?» «Когда?» «Куда?»).

3. Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный)

1. Анализ имеющегося опыта работы педагогами по данному направлению работы.

2. Проведение среза знаний детей на начало реализации проекта.

3. Разработка методического обеспечения реализации проекта.

II этап (формирующий)

Содержание работы:

Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность развития речи дошкольников для повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Пересказ.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой темой составить рассказ. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

• умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

• передача последовательности эпизодов в соответствии с расположением заместителей;

• начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа «Репка», «Колобок» и др.

Для того чтобы научить ребёнка последовательно излагать сюжет сказки используются сюжетные картинки сказкикоторые сопровождают чтение сказки воспитателем. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

Рассказ по сюжетной картине.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделять основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отличить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия её то есть конец рассказа. На практике «рассказы», составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

• определение взаимосвязи между ними;

• объединение фрагментов в один сюжет.

Работа со сказкой.

Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы.

1. Знакомство со сказкой.

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя.

Это направление включает в себя следующие виды работы:

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т. д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

В) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

3. развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:

1) формирование умения узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

2) развитие умения использовать (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки;

3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

4. Перспективный план работы на 2017-2018г.

Сроки Тема Мероприятия Оборудование Примечание

Сентябрь

1-2 неделя Здравствуй сад. 1. НОД «Путешествие по территории участка».

2. НОД «Путешествие по комнате».

3. Рассматривание предметов ближайшего окружения.

4. Заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».

5. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, пальчик, где живешь?».

6. Коммуникативная игра «Позови ласково». - Предметы ближайшего окружения (шкаф с игрушками, детская игровая мебель и т. д.);

- корзина с мячами. В. В. Гербова. «Развитие речи в детском саду» (2 группа раннего возраста) стр. 31,33

Развитие дошкольника. Картотека тематических пальчиковых игр. стр7.

3 неделя Овощи,фрукты. 1. НОД «Кто, что ест?» (повторение сказки «Репка»).

2. Беседа по теме «Где выращивают овощи?».

3. «Отгадай загадку» (овощи, фрукты).

4. Чтения стихотворения Ю. Тувима «Овощи».

5. Пальчиковая гимнастика «Дорожка из горошка».

6. Физкультминутка «Мишка косолапый». -Муляжи овощей и фруктов в корзинке.

- Иллюстрация к р/н сказке «Репка».

Развитие дошкольника. Картотека тематических пальчиковых игр. Стр. 65, 138.

4 неделя Грибы,ягоды. 1. НОД «Где что растет?» (рассмотреть корзину с ягодами грибами).

2. Пальчиковая гимнастика «Собираю ягодки».

3. Чтение художественной литературы по теме.

4. Коммуникативная игра «Ау». -Муляжи грибов и ягод вкорзинке.

В. В. Гербова. «Развитие речи в детском саду» (2 группа раннего возраста) стр. 76

Развитие дошкольника. Картотека тематических пальчиковых игр. Стр. 199.

Октябрь

1 неделя Домашние животные и их детеныши. 1. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше».

2. Беседа «Как вести себя с животными?».

3. Сюжетно ролевая игра «У ветеринара кошка Люся заболела».

4. Чтение книги «Кошкин дом».

5. Пальчиковые упражнения «Кто в деревне живет».

6. Дидактические игры ««Найди варежку такого же цвета»».

7. Чтение сказки «Кто сказал мяу»В. Сутеева. -Рассматривание

картины «Спала кошка на крыше», «Простоквашино».

Развитие речи в детском саду. Н. В. Рыжова.

Картотека тематических пальчиковых игр. Стр., 138.

2 неделя Дикие животные и их детеныши. 1. НОД «Мишка косолапый» (с обследованием игрушки).

2. Чтение художественной литературы о животных.

3. Дидактические игры (найди детенышей и маму).

4. Физкультминутка «Руки подняли и покачали».

5. Беседа по теме «Как дикие животные готовятся к зиме?».

6. Коммуникативная игра «Прячемся от дождика». - Картотека дидактических игр.

- Картотека Коммуникативных игр.

3 неделя Домашние птицы. 1. НОД «Вышла курочка гулять».

2. Беседы по теме.

3. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «зоопарк», «птичий двор».

4. Пальчиковые упражнения «как у бабки во дворе»

5. Беседа о своих домашних питомцах.

6. Коммуникативная игра «Прилетела птичка». - Картотека дидактических игр. Развитие дошкольника. Картотека тематических пальчиковых игр. Стр. 65, 138.

4 неделя Городские птицы. 1. НОД «Кто кричит?».

2. Чтение потешек про птиц.

3. Беседа по теме «Хочу быть птичкой».

4. Рассмотреть предметные картинки с изображением воробья,вороны, голубя и грача.

5. Предметные картинки (целые и разрезные) с изображением диких птиц. -Предметные картинки. Развитие речи в детском саду.

Н. В. Рыжова. стр20.

Ноябрь

1-2неделя Я и моя семья. 1. НОД. «Кто у нас хороший кто у нас пригожий».

2. Беседа по теме.

3. Дидактические игры, сюжетно ролевые игры «Семья».

4. Рассматривание фото «Я и моя семья».

5. Пальчиковые упражнения «Моя семья».

6. Чтение художественной литературы. - Картотека дидактических игр.

- Картотека пальчиковых упражнений. В. Гербова. развитие речи в детском саду. Стр. 19.

Развитие дошкольника. Картотека тематических пальчиковых игр. Стр. 7.

3-4неделя Мой дом, мой город. 1. НОД «Города»

2. Беседа по теме.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Беседа транспорт в городе (рассматривание картинок автобусы, трамвай, троллейбус).

5. Подвижные игры (Поезд,Самолет,итд.)

6. Коммуникативная игра «Доброе утро».

-Настольный конструктор.

-Иллюстрации «Большие города».

Декабрь

1неделя Транспорт ОБЖД. 1. НОД «Стоп! Опасно!».

2. Чтение художественной литературы по теме «Ехали медведи».

3. Рассматривание «Светофора»

4. Рассматривание игрушки-транспорт (грузовые и легковых машин).

5. Рассматривание картины «Делаем машину».

6. Сюжетные картинки по теме «Транспорт».

7. Пальчиковые упражнения «На заправке». -Чтение художественной литературы.

-Рассматриваниекартинок «Правила дорожного движения». Развитие речи в детском саду.

Н. В. Рыжова. Стр 30.

В. В. Гербова. Наглядно-дидактическое пособие. Развитие речи в детском саду(2-3года).

2неделя

Зима.

1. НОД «Здравствуй зимушка-зима».

2. НОД путешествие с детьми по участку детского сада.

3. Чтение стихотворения «Елка». Я. Аким.

4. Рассматривание картины «Зима, зима» (Гербова).

5. Сюжетно– ролевые игры по данной теме.

6. Коммуникативная игра «Вместе играем». -Рассматривание картин «Зимний пейзаж».

-Картотека коммуникативных игр. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Стр. 84.

3неделя Зимние забавы и развлечения.

1. НОД «Зима холодная».

2. Картинки с изображение зимнего леса.

3. Сюжетная картина по теме «Зимние забавы».

4. Рассмотреть набор предметов: санки, лопатки,коньки, лыжи и т. д.

5. Дидактические игры по теме «Это зима».

6. Пальчиковые упражнения «Зайка в норке». - Картотека дидактических игр.

- Картотека пальчиковых упражнений. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Стр. 60. Развитие речи в детском саду.

Н. В. Рыжова. Стр. 35.

4неделя Новый год.

1. НОД «Дед Мороз» рассматривание картины (В. В. Гербова).

2. Совместное изготовление новогодних украшений.

3. Рассказ о приключениях «Зеленой елочки».

4. Беседа «Птицы зимой».

5. Физкультминутка «Выпал беленький снежок» - Картотека бесед.

- Картотека физкультминутки. Развитие речи в младшей группе. В. В. Гербова. стр 52.

Картотека беседфизкультминуток.

Январь

1неделя Русские народные сказки. 1. НОД «Дедка за репку».

2. Чтение сказки «снегурочка и лиса».

3. Дидактические игры «эхо» «Чудестный мешочек».

4. Игры- сюрпризы.

5. Коммуникативная игра «бабушка Маланья».

6. Физкультминутка «Как у наших у зверят». - Картотека дидактических игр.

- Картотека физкультминутки. -В. В. Гербова. Наглядно-дидактическое пособие. Развитие речи в детском саду(2-3года).

- Развитие речи в младшей группе. В. В. Гербова. стр 53,58.

2неделя Наши любимые сказки. 1. НОД «Три медведя».

2. Дидактическая игра «это зима».

3. Рассматривание картины «Наряжаемся».

4. Рисование сказки «колобок»

5. Игра «Кто где живет»(И. Самойленко. раннее развитие талантов ребенка.)стр. 39.

6. Физкультминутка «Прыгайте». - Картотека дидактических игр.

- Картотека физкультминутки. В. В. Гербова. Развитие речи стр65. –В. В. Гербова. Наглядно-дидактическое пособие. Развитие речи в детском саду(2-3года).

-В. В. Гербова.

3неделя Сказки в картинках. 1. НОД «Репка».

2. Рассмотреть иллюстрации к сказкам.

3. Физкультминутка «Колобок».

4. Пальчиковый театр «Теремок», «Курочка ряба».

5. Чтение сказок. - Картотека физкультминутки. Наглядно-дидактическое пособие. Развитие речи в детском саду(2-3года).

Февраль

1неделя Посуда (кухонная,столовая, чайная). 1. НОД «Посуда».

2. Рассматривание картинок с изображение посуды (чашка,чайник,блюдце,сахарница.

3. Сюжетная картина «На кухне».

4. Коммуникативная игра «Доброе утро» -Картины (посуда). Н. В. Рыжова. стр15. Картотека коммуникативных игр.

2неделя Игрушки. 1. НОД «К кукле в гости».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «День рождение куклы Даши».

3. Раскраски.

4. Загадки (картотека).

5. Физминутка «Выпал беленький снежок». -Раскраски.

3-4неделя Одежда,обувь. 1. НОД «Одежда».

2. Сюжетные картинки «одежда для медвежат».

3. Упражнения «Что сказала кукла?».

4. Дидактические упражнения «Кто что делает?».

5. Картонные куклы,набор бумажной одежды. -Картотека дидактических упражнений. Н. В. Рыжова. Стр 105.

Март

1неделя 8 Марта-женский праздник. 1. НОД «Мамин праздник».

2. Поделка «Бусы для мамы».

3. Чтение стихотворения Е. Благиной «Посидим в тишине»

4. Рисование букета. (коллективно).

5. Физминутка «Солнце». Картотека физкультминутки. Н. В. Рыжова. стр 115.

2неделя Весенние трели. 1. НОД «Здравствуй весна!».

2. Рассмотреть картину «Весна».

3. Изготовление совместно бумажного кораблика.

4. Пальчиковые упражнения «День рождение у мышки».

5. Коммуникативная игра «В гости». - Картотека пальчиковых упражнений.

- Картотека коммуникативнаых игр.

Н. В. Рыжова 117.

В. В. Гербовастр 94.

Картотека коммуникативных игр.

3неделя Планета Земля-наш общий дом. 1. НОД «Планета».

2. Дидактическая игра. «Гнездо, улей, нора».

3. Рассматривание картинок «Берегите природу».

4. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы».

5. Эксперементированте с водой.

6. Совместное с родителями изготовление поделок из бросового материала.

- Картотека дидактических игр.

-Картинки о природе.

4неделя Театр ты мир! 1. НОД «Путешествие в волшебный мир».

2. Знакомство детей с разными видами театра «Пальчиковый,настольный».

3. Игра по развитию внимания «Слушай хлопок».

4. Театр «Би-ба-бо». Теремок.

5. Игра «Изобрази животное». -Театр «Би-ба-бо».

Апрель.

1неделя Писатели детям. 1. НОД «Откуда пришла книжка».

2. Чтение стихотворения С. Черного. «Приставалка».

3. Чтение русской-народной сказки «Кот петух и лиса»

4. Заучивание потешки «Пошол котик на торжок».

5. Физминутка «Ладушки». В. В. Гербова. Развитие речи стр(28,31).

Комплексные занятия от рождения до школы. Стр 85.

2неделя Космические просторы. 1. НОД «Космос».

2. Дать детям первоначальное сведение о планетах «Солнце,Земля».

3. Иллюстрации «,космического корабля».

4. Физкультминутка «Космонавты выходите».

5. Беседа о космосе. - Картотека физкультминутка.

-Иллюстрации о космосе.

3неделя В здоровом теле здоровый дух. 1. НОД «Возду, солнце, вода».

2. Игра «Путешествие в страну чистоты».

3. Чтение худ. Литературы. «Мойдодыр, Федореногоре,Айболит, Прививка».

4. Пальчиковая гимнастика «Тише тише не шумите».

5. Оформление совместно с родителями стен-газеты на тему ЗОЖ. - Картотека пальчиковая гимнастика.

4неделя Деревья. 1. НОД «Чудо дерево».

2. Рассматривание картин по выбору воспитателя.

3. Физкультминутка «Жук».

4. Чтение по данной теме.

5. Изготовление поделок из дерева. -Картины (различные деревья). В. В. Гербов астр 77.

Май.

1неделя Насекомые. 1. НОД «Пчелка».

2. Рассмотреть игрушки «Насекомых».

3. Прослушивание звуков природы.

4. Чтение «Муха-цекотуха».

5. Рассматривание различных фото насекомых. -Игрушки-модели насекомых.

-Аудиозаписи звуков природы.

-Фото насекомых.

2-3неделя 9 мая. 1. НОД «День Победы».

2. Прослушивание песен о ВОВ.

3. Подготовка поделок к выставке на тему ВОВ. -Аудиозаписипесен о ВОВ.

4неделя Безопасность. 1. НОД «Безопасность дома».

2. Беседы: «Один дома, на природе, в лесу».

3. Просмотр мультипликационных фильмов «Уроки безопастности». -Плакат «Безопасность дома».

-Мультипликационные фильмы «Уроки безопасности».

3 этап (заключительный)

1. Анализ развития речевых способностей детей после реализации проекта.

2. Подготовка проекта по речевому развитию воспитанников в младшей группе на 2018-2019 у. г.

3. Обобщение и распространение опыта работы по данной теме.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является.

«Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр» Цель: - развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр. Задачи: 1. Сочетать игры и упражнения.

Консультация для родителей «Развитие речевых навыков детей раннего возраста» Нормы речевого развития дошкольников Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились.

Консультация для воспитателей. Развитие самостоятельной активной речи детей раннего возраста (2–3 года) Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь является не только средством общения,.

Консультация «Музыкальное развитие и воспитание детей раннего возраста» Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка.

Развитие речи детей раннего возраста Развитие речи детей раннего возраста Автор: воспитатель Кожухарь Д. С. Основная задача воспитателей - повышение уровня развития речи детей.

Развитие речи детей раннего возраста посредством реализации направления «Художественно-эстетическое развитие» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться говорить….

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Если руки неумелы, Если пальчики несмелы, Трудно ручку удержать, Буквы.

Развитие речи детей в группе раннего возрастаРазвитие речи детей в группе раннего возраста Проблема развития речи детей в раннем возрасте в настоящее время особенно актуальна. Все больше детей в возрасте двух – трех лет не умеют.

Развитие речи и воображения детей раннего возраста Проблемы развития речи, воображения детей раннего возраста в последние годы вызывают пристальный интерес у педагогов и психологов. Ученые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 06:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД