Получи документы

Развитие самостоятельности старших дошкольников как основа готовности к школе

иваненко галина
Развитие самостоятельности старших дошкольников как основа готовности к школе

Самостоятельность – это ценное

качество, необходимое человеку

в жизни, воспитывать его

необходимо с раннего детства

В настоящее время в жизни нашего общества происходят большие изменения, которые распространяются и на систему дошкольного образования.

В ФГОС сформулирован социальный заказ государства системе дошкольного образования : ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них самостоятельность, инициативность, любознательность, развитое воображение, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям, положительное отношение к себе и другим.

Публикация «Развитие самостоятельности старших дошкольников как основа готовности к школе» размещена в разделах

Если рассматривать готовность ребенка к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств, то в этом отношении весьма показательным является самостоятельность, о которой очень много говорят и педагоги детских садов, и учителя начальных классов.

Не для кого не секрет, что Учителя не хотят - да и не могут, учитывая переполненность классов - возиться с маленькими растеряхами и неумейками, которым нужно по десять раз на дню напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны, не забыли принести зеленую ручку и выпрямили спину. Так что дети, избалованные родительской опекой, чувствуют себя в школе неуютно. Учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются.

Если понаблюдать за будущими первоклассниками и их родителями, можно заметить некоторые крайности в воспитании этого качества. Одних детей 6-летнего возраста родители надолго оставляют дома без присмотра или отправляют гулять во двор городского дома без сопровождения взрослых. Других детей родители переодевают, приводя в школу. Педагоги отмечают, что таких, чрезмерно опекаемых детей, становится, все больше.

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?

Задачу по формированию самостоятельной, активной личности необходимо решать начиная уже с дошкольного возраста, потому что своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - является одним из ведущих качеств личности, и включает в себя:

- способность ставить перед собой задачу;

- способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения;

- способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Развитие самостоятельности включает несколько возрастных периодов.

формирования детской самостоятельности в дошкольном возрасте.

1,5-3 года – осваивает основные навыки самообслуживания

В этом возрасте ребёнок осваивает основные навыки самообслуживания : учится пить и принимать пищу, раздеваться и одеваться, соблюдать гигиену, пользоваться горшком. Он становится любопытным, познаёт мир. На данном этапе главными задачами взрослых становятся поддержка во всех стремлениях, предоставление свободы действий, а также обучение элементарным правилам безопасности.

3-5 лет - принятие решений, взаимодействие с людьми и миром.

Уже к пяти годам сын или дочь может помогать поддерживать быт, готовить простую еду, ухаживать за домашним питомцем. И именно в таком возрасте формируется тот сценарий, по которому будет выстраиваться дальнейшая жизнь: принятие решений, взаимодействие с людьми и миром.

На этом этапе дети очень подвержены эмоциональным потрясениям. А взрослые должны стараться минимизировать психологические травмы, но при этом способствовать формированию жизненного фундамента.

6 лет и старше - посещают школу

В этом возрасте дети начинают посещать школу. Ученик должен отвечать за вещи и не забывать их в учебном заведении, планировать время, выполнять домашние задания, собирать портфель. И если в 1-2 классе школьнику активно помогают родители, то к 10-12 годам он уже вполне способен: делать уроки сам;

- проявлять уважение к взрослым;

- выполнять собственные обязанности по дому: разбираться в шкафу, выносить мусор, следить за домашним животным;

- следить за гигиеной и чистотой вещей: купаться без напоминаний, своевременно относить грязные и несвежие предметы одежды в стирку.

В становлении самостоятельности можно выделить ряд ступеней.

Первые проявления самостоятельности усматриваются в младшем дошкольном возрасте, который является периодом «первоначального фактического складывания личности» Дальнейшее развитие самостоятельности связано с освоением ребенком разных видов деятельности – игровой, трудовой, продуктивной. Так игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Работая с детьми старшего возраста, я сделала вывод, что формирование самостоятельности у детей во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, речи. У детей данного возраста уже приобретены необходимые знания и умения для осуществления любой деятельности.

Чтобы стимулировать самостоятельность, творческую активность детей, стараюсь в первую очередь обеспечить благоприятную атмосферу в группе. К детям всегда отношусь доброжелательно, никогда не допускаю критики в адрес ребенка. Предоставляю детям возможность задавать вопросы, высказывать свои идеи, придерживаюсь правил развития самостоятельности.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности - это не

воспитывать несамостоятельность ( например: Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить).

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

• создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам,

• создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,

• создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена.

Мы с вами знаем, что у старших дошкольников самостоятельность очень разнообразна. Давайте мы с вами рассмотрим, как происходит развитие самостоятельности в разных видах деятельности.

Игровая деятельность.

Самостоятельность проявляется в создании игровых сюжетов и организации совместных игр. Ведь дети сами выбирают для себя роль. Нередко мной организуются совместные игры с детьми, которые направлены на передачу им игрового опыта. Мое активное общение с детьми направлено на то, чтобы побуждать детей к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Здесь ребенок предоставлен самому себе, находится в среде своих товарищей. Ребенку не нужны указания и просьбы взрослого. Ведь дети сами знают, что делать с игрушками. Когда ребенок придумывает различные сцены и ситуации, то он незаметно для себя и других приобретает навыки самостоятельности. Именно в этой деятельности у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным. Своевременно изменяю предметно-игровую среду с учетом того, чтобы жизненный и игровой опыт детей обогащался.

В группе дети каждый день принимают участие в трудовой деятельности. Они могут самостоятельно выбирать дело, которое им по душе: стирать кукольную одежду, наводить порядок в игровом уголке, прибирать игрушки и кубики, расставлять и прибирать посуду, поливать цветы. Принимая участие в бытовом труде ребенок проявляет самостоятельность и инициативу. Часто обращаюсь с просьбой посмотреть вокруг. Дети быстро находят непорядок в группе и сами предлагают, что нужно сделать. Как педагог стараюсь создать условия, где ребeнок может почувствовать себя самостоятельным, ведь это в дальнейшем ему пригодится при обучении в школе. Детям очень нравится принимать участие в совместной деятельности с воспитателем. В данном случае дети на примере видят, как нужно выполнять то или иное задание. Считаю, что очень важно хвалить ребeнка при всех детях, если он что-то выполнил хорошо. Ведь похвала является стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого ребeнка, так и его товарищей. В таком случае ребeнку легче поверить в свои собственные силы.

В руководстве хозяйственно-бытовой деятельностью применяю индивидуальный подход. Ребeнка, который ещe слабо владеет нужными навыками, стараюсь чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного поддерживаю, убедить, что неудача временная, и если постараться, то вce получится. Робких, безынициативных чаще ставлю в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно

Формирование учебной самостоятельности

В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Дети пойдут в школу, появятся новые обязанности, домашние задания, изменится распорядок дня.

Коллеги, что же входит в формирование учебной самостоятельности? Это и развитие силы воли, и умение прилагать усилия для достижения цели, и соблюдение режима дня для четкой организации своей деятельности. Ребенок должен усовершенствовать навыки одеваться самостоятельно и убирать за собой, должен научиться собирать свой портфель, без напоминаний делать домашние задания и многое другое.

Для стимулирования навыков самостоятельности я использую побудительный мотив, но не материальный, а, например, познавательный. При очень важно научить детей получать удовлетворение от выполненного дела.

Конечно, быстро приучить ребенка самостоятельно решать какие - либо проблемы невозможно, это требует времени и, опять же, терпения и выдержки.

Выполнение заданий начинаю с тех, которые ребенку даются легче и ему интересны. При этом поддерживаю ребенка в его действиях, объясняю, как лучше выполнить задание, но никогда не делать за ребенка то, что он должен сделать самостоятельно. Как бы вам этого ни хотелось для ускорения процесса.

Формирование личностной самостоятельности

Этап формирования личностной самостоятельности самый сложный в развитии у детей. Он включает в себя не только бытовую или учебную самостоятельность, он подводит детей к умению принимать самостоятельные решения. Азы формирования личностной самостоятельности закладываются в раннем детстве, когда родители предлагают ребенку сделать собственный выбор. Для этого достаточно предлагать всего два варианта: «ты футболку наденешь белую или голубую?», «мы пойдем гулять в парк или на площадку?»

На вопрос ребенка, как ему поступать в какой-то ситуации, можно задать встречный: «а как ты думаешь сам?» Этот этап развития самостоятельности, пожалуй, самый важный. Для его формирования детям нужно дать больше простора, не осуждать и не критиковать решение ребенка, даже если оно не совсем правильное. В следующий раз он будет относиться к его принятию с большей долей ответственности. Не нужно бояться, что ребенок ошибется, он должен учиться на своих ошибках.

Самостоятельность детей старшего дошкольного возраста неоднородна.

В зависимости от условий, рода деятельности, индивидуальных особенностей ребенка, от соучастника деятельности она может проявляться в большей или меньшей степени.

Согласно моим наблюдениям за играми детей старшего дошкольного возраста приоритет отдается продуктивным видам деятельности (44%, сюжетной игре (17%, играм с правилами (8%, конструированию из строительного материала (10%, познавательно-исследовательской деятельности - игры с головоломками, мозаика (14%).

По длительности пребывания детей отмечено:

игровой уголок - 46%

рабочая зона - 20%

изобразительный уголок - 20%

дидактический уголок- 5%

театрализованная зона - 4%

книжный уголок - 2%

физкультурный уголок - 2%

музыкальный уголок - 0,3

природный уголок - 0,7%

При характеристике уровня самостоятельности ребенка - выпускника я учитывала:

способность ребенка войти в ситуацию во время деятельности

наличие у ребенка представлений о содержании и целях деятельности

отношение со сверстниками (формы участия в выполнении общих дел)

направленность и способы активных действий ребенка в деятельности (использование нового в сочетании со старым)

Согласно психолого-педагогическим источникам можно выделить три уровня самостоятельности детей.

Дети первого уровня самостоятельности отличаются высокой общительностью. Они любят участвовать в общих играх, делах. Охотно приглашают детей, сами соглашаются с предложением делать что-либо вместе. В игре четко представляют перспективу развития, подбирают в группе соответствующий материал, целенаправленно действуют, элементарно планируют ход и последовательность действий. Замысел игры доводят до конца, проявляют критическое отношение к соучастникам. В суждениях можно заметить обобщение собственных наблюдений за деятельностью сверстников. Отношения в основном доброжелательные.

Дети второго уровня самостоятельности с интересом относятся к общим играм и занятиям. В выборе соучастников игры в основном ориентируются на личные впечатления. Договариваясь о выполнении задания, чаще соглашаются с другими, реже сами что-либо предлагают. В привычной для них обстановке действуют уверенно. Но, выполняя задание, мало вносят разнообразия, так как самостоятельный поиск способов у них отсутствует. В деятельности используют преимущественно те материалы, которые хорошо известны.

Дети третьего уровня самостоятельности на предложение совместной деятельности отвечают положительно. Но, выполняя задание, сосредотачиваются на собственных действиях и часто не замечают действий других. Выполняя совместные поручения, задания они мало разговаривают, не советуются. В результате дело остается не законченным или небрежно выполненным.

Исходя из полученных результатов, в течение года я планирую четкую, поэтапно выстроенную работу с детьми. Благодаря работе можно говорить о высоком уровне развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста - моих выпускников.

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу, что высокий уровень самостоятельности детей во многом предопределяется грамотной организацией деятельности воспитателем. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если применять их системно, если педагог хорошо знает и чувствует ребенка.

В заключении хочу отметить, что подход к развитию самостоятельности обязательно должен учитывать индивидуальные качества ребенка.

Это – процесс не одного дня. Хороший эффект развития детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности, как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Старшие дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях.

Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Консультация для родителей старших дошкольников «Мотивация как основа успешной учебы» Чтобы ребенок учился с интересом и выполнял задания учителя не «из-под палки», а ради своего собственного удовольствия, нужно уметь правильно.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности старших дошкольников как основа готовности к школе
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 22:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД