Лучший педагог года

Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии

Юлия Мирошникова
Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19-Центр развития ребенка г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

Районная педагогическая конференция

«Реализация ФГОС в ДОУ; проблемы и пути их решения»

Сообщение из опыта работы

педагога-психолога первой квалификационной категории

Мирошниковой Юлии Александровны

МКДОУ детский сад №-19 ЦРР

Публикация «Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии» размещена в разделах

по теме «Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии»

г. Россошь

2014-2015 учебный год

Оглавление

Введение…3

Основная часть…. 4

Практическая часть…. 6

Заключение…9

Литература….…. 10

Введение

Введение в действие ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17.10.2013г.) предполагает становление в ДОУ новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально-личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальных способностей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Песочная терапия – это один из методов психотерапии, возникший рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить психическую целостность, собрать свой уникальный образ. Песочную терапию можно применять в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различных персонажей. Таким образом, «творец» имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод используется для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных детей. И способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи внимания и памяти.

Основная часть

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задуматься над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.

Дошкольник проявляет свои способности в ходе реальной деятельности. Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Песочная терапия - это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и приговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности своим делом. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Но основным положительным моментом, несомненно, является возможность получать ребенком первый опыт рефлексии (самоанализа). Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладениями знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнётся с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала.

Практическая часть

Занятие «Весёлые вагончики»

Цели: развивать умение различать предметы по цветам; память, мышление, восприятие цвета; умение снижать мышечное напряжение.

Задачи:

1. Развитие умения различать основные цвета величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко - близко».

2. Формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше».

3. Развитие памяти внимания, восприятия, мышления, мелкой моторики.

4. Снижение психофизического напряжения.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Хотите отправиться в путешествие? Сегодня мы с вами сможем побывать в сказочной стране, которая находится совсем рядом, в нашей песочнице.

- Как вы считаете, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Давайте отправимся в путешествие на поезде. Каждый из нас станет «вагончиком». Возьмитесь рукой за ленточку. Какого она цвета? (Красного.) Отправляемся в путь:

Паровозик, паровозик маленький, блестящий.

Он вагоны повёз, будто настоящий.

II. Упражнение «Здравствуй, песок».

Психолог. Вот мы с вами прибыли в песочную страну.

- Из чего она состоит? (Из песка.)

- Давай его потрогаем. Какой он? (Холодный, тёплый, сухой, мокрый и. т. д.)

- А теперь давайте с ним поздороваемся. Дотронемся до него каждым пальчиком одной ручки, а потом другой. Теперь всеми пальчиками сразу.

III. Упражнение на цветочное различие.

1. «Вагончики».

Психолог. На чём мы приехали в Песочную страну? (На поезде.) Посмотрите, у меня есть маленькие вагончики. Они разного цвета. Есть синие (показывает, а есть красные. Возьмите каждый по вагончику. Сейчас поднимут вверх вагончики те ребята, у кого они синего цвета. (Аналогично – красного цвета.) Дети выполняют задание.

- Давайте на песочнице «построим» поезд. Первыми станут синие вагончики, а потом – красные.

- Теперь вагончики перестроятся. Первый вагончик синий, второй - красный, потом снова синий и опять красный. (Чередование.) Дети «строят» поезд.

Психолог. Пусть нам поезд отдохнет, а мы поиграем на коврике.

2. «Кубики».

Психолог. Перед вами на ковре лежит много разных кубиков. Возьмите себе один синий кубик и один красный. Теперь все синие кубики положите в синюю корзину, а все красные - в красную. Дети выполняют задание.

3. «Карусель».

Психолог. Сейчас мы покатаемся на карусели. Девочки возьмутся руками за красные ленточки, а мальчики - за синие.

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

IV. Упражнение «До свидания, песок».

Психолог. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь так же попрощаемся с ним. Дети прощаются сначала пальцами каждой руки, затем двумя руками вместе.

V. Прощание.

Психолог. Вспомните, на чём мы приехали в Песочную страну. (На поезде.)

- Какого цвета он был? (Красного.)

- Назад мы поедем тоже на поезде, только синего цвета.

Дети берутся за ленточку синего цвета.

Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.

Он вагоны повёз, будто настоящий.

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Какое у вас сейчас настроение?

Заключения

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где ещё сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты. … Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» - если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются…

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница – песочница.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач.

Кроме того, сам материал, песок обладает уникальным свойством – заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходят сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Список использованной литературы.

1. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии/ Т. М. Грабенко Т. Д. Зинкевич-Естигнеева. – СПб. : Детство-Пресс,2007.

2. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс,2011.

3. М. А. Федосеева, Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии - Волгоград : Учитель, 2013

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Развитие познавательной и исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования .

Развиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапииРазвиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапии Развиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапии Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный.

Инновационная деятельность. Проект «Внедрение песочной терапии в ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 72» Проект «Внедрение песочной терапии в ДОУ». -По доминирующей.

Интегрированное занятие с детьми 3-х лет на развитие познавательной и эмоциональной сферы с элементами песочной терапии Интегрированное занятие с детьми младшего возраста по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии "Веселые.

Использование песочной терапии с детьми раннего дошкольного возрастаИспользование песочной терапии с детьми раннего дошкольного возраста Мы все знаем, что использование песочной терапии благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, особенно в период адаптации. На.

Световой планшет для песочной терапии своими рукамиСветовой планшет для песочной терапии своими руками Ящик «Песочная терапия» Материал: оргстекло, 2 деревянных бруска, масленая (акриловая) краска, старый ящик от шкафа размером 70*50,.

Конспект занятия по песочной терапииКонспект занятия по песочной терапии Цель - снижение деструктивных элементов в поведении дошкольников. Задачи: - Гармонизация эмоционального состояния детей - Снятие психоэмоционального.

Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в моих ладошках»Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в моих ладошках» Психолого-педагогический проект по песочной терапии «Мир в наших ладонях» Пояснительная записка Через игры с песком существенно усиливается.

Развитие личности дошкольника средствами художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 24 «РУСАЛОЧКА» КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 00:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД