МААМ-картинки

Развивающие игры для дошкольников с нарушениями речи в летний период (1 фото)

Марина Сергеевна Гапоненко
Развивающие игры для дошкольников с нарушениями речи в летний период

Летом дети поскорее хотят на прогулку заняться играми. Ведь игра для детей - это сама жизнь. Это доступная форма деятельности ребенка-дошкольника и средство познания им окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, пробуждает фантазию, стимулирует развитие мышления и внимания. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой и радостью.

Публикация «Развивающие игры для дошкольников с нарушениями речи в летний период» размещена в разделах

Больше времени летом уделяется профилактической работе, меньше времени для коррекционно-развивающей деятельности, но тем не менее работа продолжается по всем направлениям.

Игры и пособия, подобранные и разработанные нами для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, можно проводить в летний оздоровительный период на участке детского сада или на спортивной площадке. Некоторые из пособий можно изготовить вместе с детьми.

В летний зной на прогулке можно использовать не только речевые игры. Это могут быть развлечения, связанные с формированием крупной и мелкой моторики, тренировкой ловкости, наблюдательности, быстроты реакции, координации. Преодоление препятствий и усилия, которые приходится прилагать помогают формировать решительность, стрессоустойчивость и другие волевые качества ребенка-дошкольника.

Прежде всего, детскому организму требуется движение. Одна из приоритетных задач в летний период – это двигательная активность на воздухе. Поэтому актуальны разные по назначению развивающие игры на крупную и мелкую моторику.

Кегли с цифрами и буквами помогают закрепить их образы у детей, дают возможность не только подвигаться, но и составить слоги и решить простые задачи. Набор разнообразных вертушек причудливой формы порадуют при беге, что развивает ловкость и координацию движений ребенка. В стоящие в одну линию разноцветные ведерки, можно предложить метание шариков соответствующего цвета.

На веранде можно разместить картинки с упражнениями утренней гимнастики со зверятами, которые помогут не только запомнить и самостоятельно выполнить движения, но и закрепить глагольный словарь.

С удовольствием можно покружиться на карусели, которая сделана из атласных лент по цветам радуги. Можно закрепить цвета и просто порезвится с друзьями.

Игра «Радужная карусель»

Цель: закрепление цветов радуги, развитие координации.

Оборудование: разноцветные атласные ленточки 7 цветов, прикрепленные по кругу диаметром 15 см, в соответствии с цветами радуги, на конце каждой ленточки – кольцо для захватывания рукой,

Описание. Дети садятся на воображаемую карусель, чтобы она закрутилась, нужно назвать цвет ленточки и предмет, который бывает такого же цвета.

Дети двигаются со словами на ритмизацию:

Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)

А потом-потом-потом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

Игры на мелкую моторику летом не стоит забывать.

На веранде облака с дождиком в виде ленточек с карандашом на конце. Занимательно соревноваться, кто вперед заберется на облачко. Деревья где вырастают листочки –прищепочки. Выкладываем травинками, галькой, шишечками слоги. Рисование на песке очень увлекательно и полезно для мелкой моторики.

Предлагаем вашему вниманию занимательные игры на мелкую моторику, которые мы используем в своей работе.

Игра «Выложи из палочек»

Оборудование: поднос, счетные палочки, веточки, и т. д.

Описание. Предлагаем посмотреть, запомнить и сделать так же.

Игра «Разложи п порядку» от самого большого до самого маленького ( до 10 предметов: камешки, цветы, листики, жуки, бабочки, лягушки, птицы, рыбы, от самого высокого до самого низкого (деревья, от самого широкого до самого узкого листья).

Игры с разноцветными прищепками (деревья, где листочки –прищепки, ежик – иголочки, птички – оперенье, цветочки – лепестки и т. д.)

Предлагаем на участке летом игры для развития воздушной струи.

Игра «Кораблик (рыбка, плыви».

Цель: формировать правильный речевой выдох.

Оборудование: емкость с водой, игрушки или изготовленные из бросовых материалов кораблики (рыбки).

Описание: Дети дуют на лодочки в тазу с водой, соревнуясь, чья лодка должна доплыть быстрее до противоположного берега. Можно вместе с детьми сделать бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «ф». Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука «п» : «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.

Игра «Бабочки, птички, лягушки»

Цель: укреплять мышц губ, развивать направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные, либо выполненные с детьми в технике оригами.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут быть подвешены на веранде, также выполняем с помощью сильного, направленного выдоха. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

Игра «Горох против орехов»

Цель: учить чередовать длительный плавный и сильный выдох.

Оборудование: игроки 2-3 горошины и 2-3 ореха, коробка от конфет или разнос с высокими стенками, «клюшки»- трубочки для коктейля.

Описание. Проводится матч на «хоккейном поле» Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» предварительно разбросаны по всему полю.

Игра «Фасолевые гонки»

Цель: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Описание.

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

Игра «На берегу моря»

Цель: развитие речевого дыхания.

Описание. Предлагается представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. – Слышите, как бежит волна: с-с-с… Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Упражнение «Кто дольше сможет подуть на листики»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Оборудование:

Описание. Подвешенные на нитках листья разных деревьев. Детям предлагается, как ветерок подуть на листики, показываем, как нужно дуть. Соревнуются, чей листик дольше других сможет кружиться на ветру. Следим, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Зона экспериментов значительно обогащается материалом в течение лета. В экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций.

Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывает переутомления. Поощряйте любопытство юного исследователя. На тропе открытий, поможет «Сундучок экспериментов». Делая выводы, просим детей отвечать на вопросы развернуто, и в свою очередь даем детям как можно больше информации в доступной форме.

Игра «Из чего - какой?»

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Оборудование: корзина с предметами из разных материалов.

Из металла – металлический, из картона – картонный, сок из яблок – яблочный, из груш, апельсин, слив и т. д. варенье из яблок, груш, слив, апельсин и т. д.)

Важно закреплять в памяти детей отработанный за год лексикон. Не только названия времен года, месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т. д., названия растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов, названия животных, диких или домашних птиц и т. д., но и уточнить свои знания и представления об окружающей действительности.

Мы предлагаем не забывать делать эту работу родителям во время летних отпусков. А мы в свою очередь на участке с детьми придумываем короткие рассказы о цветах, насекомых, деревьях и т. д. Для этого на участке живет много различных героев, от лица которых они придумывают рассказы и фантазируют. Ребенок представляет себя кем-либо из растений, насекомых, птиц и т. д. и составляет о себе короткий рассказ.

Для развития лексико-грамматических категорий помогут следующие игры.

Игра «Я знаю названия 5 цветов, деревьев, грибов, ягод и т. д.».

Игра «Угадай, что опишу».

В рассказе уделяем внимание тому, чтобы назвать чем полезен тот или иной цветок, дерево, насекомое и т. д.

Цель: пополнить лексический запас, учиться описывать предмет.

Ребенок перечисляет признаки предмета, а дети отгадывают его.

Большая, рогатая, добрая, дает молоко, мычит — (корова).

Серый, зимой белый, трусливый, длинноухий — (заяц).

Используем игры на согласование числительных с существительными:

Игра «Один, два, пять» Одна клумба, грядка., две., три---, пять---; гриб, корзина, ведро--- и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи находятся в «плену» своих эмоций, в частности, переживаний, которые связаны с осознанием своей неполноценности, с осознанием себя не таким, как все. Кроме того, дети испытывают трудности при разграничении различных эмоциональных состояний — нарушена «вокальная мимика». Особое внимание следует обратить на то, что полноценное развитие «вокальной мимики» невозможно без отрегулированного дыхания. Поможет в этом следующая игра и буквы, которые нашли место на нашей веранде.

Игра «Кто дольше»

Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса.

Оборудование: гласные буквы, расположены на веранде в виде модуля.

Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу. По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, И Ы, Э). Кто дольше протянул звуки, не делая дополнительного вдоха, тот выигрывает. Так же детям предлагается вспомнить слова, которые начинаются на эти буквы.

Каждый день мы обязательно обращаемся к организованной на участке «Метеостанции», где ведем наблюдения, учим детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой, развивать чуткость и внимательность к миру природы. Важно приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений. Мы стараемся научить детей фиксировать свои наблюдения с помощью рисунков, знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т. д.

Наша метеостанция поможет в накоплении словарного запаса дошкольника, ведь обозначения – это слова – определения, а не значки, как обычно мы привыкли. Ведь наши дети уже многие умеют читать. А старшие всегда помогают младшим выбрать нужную характеристику погодных условий. Такая зона, как метеостанция поможет педагогам воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

На нашей веранде можно вспомнить все части суток и поиграть в игры и упражнения по формированию представлений о времени. Ведь здесь вы встретите и солнце, и месяц, и даже звездное небо со светящимися в вечернее время звездами. Беседуем с детьми о том, какое сейчас время суток, что мы делаем в это время.

Игра «Назовите соседей»

Цель: закрепление последовательности частей суток.

Описание: Педагог говорит: «Назовите соседей утра» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – фишка. Выигрывает, набравший больше фишек за правильные ответы.

Упражнение «Когда это бывает?»

Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Оборудование: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1. Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер).

Вопросы:

- Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день?

Что вы делаете ночью (днём?

Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь).

Вопросы:

- Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём? Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь?

- Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

Несомненный интерес детей вызывает цветочный дворик,

Развитие связной речи можно развивать в летний период в следующих играх.

Игра «Что на грядке, на клумбе»

Цель: закрепление названий, описания предметов по лексическим темам цветы, насекомые, птицы.

Оборудование: маски животных, цветов, насекомых на стойках, размещены на клумбе.

Описание. Ребенок выбирает маску,

Игра «Почему это?»

Описание. Составьте предложения с союзом «потому что» :

Почему все расцвело, Почему птицы поют, Почему цветут одуванчики,

Почему косят траву? Почему это садовые, луговые цветы?

С помощью речевых игр мы продолжаем развивать фантазию, креативное мышление, связную речь воспитанников. Помогает нам в этом наглядность в виде кубиков с картинками.

Игра «Занимательный кубик»

Цель: составление описательных рассказов по лексическим темам

Оборудование. Кубики с изображением предметов по лексическим темам: цветы, деревья, грибы, ягоды, фрукты, овощи, животные, рыбы, птицы, времена года, части суток, летние виды спорта, правила здоровья, безопасности, виды спорта и т. д.

Один из здоровьесберегающих методов, который мы применяем в работе с детьми с нарушениями речи - это метод кинезиологии. На нашей веранде мы наши место для рисования двумя руками, где с помощью палочек или пальцев двух рук дети рисуют насекомых, деревья, цветы и т. д.

Свободное общение в играх позволит детям с речевыми нарушениями совершенствовать и закреплять навыки, полученные в процессе образовательной деятельности за учебный год.

Развивающие игры для дошкольников с нарушениями речи в летний период
Публикации по теме:

Экспериментальная деятельность в летний период для младших дошкольников Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Досуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный периодДосуговая деятельность для дошкольников в летний оздоровительный период Досуговая деятельность на период с июня по август 2018 года. Месяц недели Мероприятия Группы Ответственные ИЮНЬ 1 неделя День защиты.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для родителей «Игры с детьми на отдыхе в летний период» Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей.

Консультация для родителей «О безопасности дошкольников в летний период» Данные рекомендации помогут родителям предотвратить или уменьшить риск от опасностей, окружающих дошкольников в летний период. Цель. Обобщить.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Перспективный план работы кружка по ручному труду в летний период для дошкольников Пояснительная записка Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Рекомендации для родителей на летний период по развитию речиРекомендации для родителей на летний период по развитию речи Из опыта работы учителя-логопеда Фроловой Л. И. Вот и наступило лето. Время, когда дети не посещают детский сад длительное время. Предлагаю.

Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение.Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие игры для дошкольников с нарушениями речи в летний период
Опубликовано: 30 мая 2022 в 06:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД