«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста».

Татьяна Терновых
«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста».

"Игра не пустая забава.

Она необходима для

счастья детей, для их

правильного развития"

Д. В. Менджерицкая

Игра – дело серьёзное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, отдаться мечте и радости. Игра –явление сложное, многогранное. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Дети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях, сделанных из палок, пускают в ручейках бумажные кораблики, пекут пироги из песка или строят крепости. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра радует детей, делает их весёлыми, жизнерадостными. Играя, они много двигаются: прыгают, бегают, что – то сооружают из кубиков. Благодаря этому дети растут здоровыми, сильными, ловкими. Игра развивает сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются жить дружно, уступать друг другу, приходить на помощь товарищу.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли 15 ребятишек с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой я поставила следующие задачи:

• научить ребёнка играть,

• содействовать объединению детей в игре;

• тактично руководить выбором игры,

• приучать детей соблюдать во время игры правила,

• воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

• Создание необходимой игровой среды

• Непосредственное руководство играми детей.

Вначале оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «варю кашу», «кормлю куклу», «укладываю куклу спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласковозаботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д.

Использовала такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовала и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу Аню чаем.

Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает дочку, лечит её, гуляет с ней и т. д.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, вовремя игры с куклой я говорила: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одевала куклу. Дети наблюдали за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагала повторить мои действия. Вначале малышам требовалась помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще. Вика Н. не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома она играет с одним зайчиком, даже с ним ложится спать. Вечером я попросила Вику принести зайчика в детский сад, ему здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром я ласково поздоровалась с игрушкой и пригласила его к нам в гости. Так, в течение всего дня я обращалась к зайчику как к живому существу. В последующие дни Вика приносила разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей игровые действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с девочкой, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у Вики появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная, весёлая.

Для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, организовали целевые прогулки, на которых обращала внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, полдник. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, жарили «шашлычок» и т. д.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу первого года посещения садика дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Мишутка и Зайчишка. С помощью их дети запоминали некоторые правила игры:

• Кто первый взял игрушку – тот в неё играет.

• Играй дружно. Нельзя драться, говорить плохие слова, дразниться, толкаться.

• Умей уступать.

• Умей делиться.

• Нельзя бить и обижать другого.

• Нельзя ломать, разрушать чужие постройки.

В играх формируются навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь.

Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы, папы, воспитателя, повара, врача и др. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр: в доктора, в парикмахера, в магазин, в поезд. Однако, в этом возрасте интерес к сюжету еще не устойчив, и дети легко переходят из одной игры к другой. Следовательно, маленькие дети могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

Трёхлетняя Ксюша решила приготовить завтрак для куклы. Она достала посуду, поставила её на плиту, стала ложечкой помешивать кашу. Но скоро ей наскучила игра. Она оставила игру и начала с мальчиками строить домик.

Я, видя, что некоторые дети заинтересовались этой игрой, решила ее поддержать и развить: "Ксюша, ты повар? А почему же ты бросила варить кашу? Смотри-ка, кукла Аня пришла кушать, а завтрак ещё не готов. Давай мы будем готовить завтрак с тобой вместе. Посмотри, Ксюша, к нам в гости пришёл Мишутка.

-Здравствуй, Мишутка, ты пришёл вовремя, сейчас кукла Аня будет завтракать, составь ей компанию. Ксюша приготовила очень вкусную кашу. Сажаем игрушки за стол, ставим на стол тарелочки, накладываем кашу, кормим Аню и Мишутку. Позавтракав, игрушки благодарят Ксюшу за вкусную кашу.

В данном случае я стремилась не только поддержать интерес к игре, но и помочь детям усвоить нормы общественного поведения. Ребенок не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и перенимает манеры вежливого обращения и интонации доброжелательности.

Игры должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим чувства и мысли детей. При этом в играх необходимо воспроизводить не только действия людей, но и их доброе заботливое отношение друг другу, товарищескую взаимопомощь.

Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, в своей работе использую различные методические приемы: беседы с детьми о профессии родителей, подбираю иллюстрации о работе врача, парикмахера, продавца, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с темой игры. Дети изготавливают игрушки - самоделки, на занятиях лепят для игр в "Магазин" фрукты, овощи, печенье, лепешки, пирожки, а затем их ярко и красочно раскрашивают, чтобы с этими игрушками было интересно играть. Малыши очень любят строить и организовывают много игр со строительным материалом. Но вначале им необходимо привить определенные конструктивные умения, воспитывать устойчивый интерес к конструктивному процессу.

Задача воспитателя - помочь детям организовать игру: закрепить за каждым определенный участок работы, отобрать вместе с малышами необходимый строительный материал. "Ребята, - давайте с вами построим большой пароход. Смотрите, как будем строить. А теперь продолжайте строить сами, только давайте договоримся, кто какую часть парохода будет строить". Когда работа закончена, обращаю внимание на то, какой большой и красивый получился пароход. Затем выбираем капитана и приглашаем всех малышей кататься, составляем маршрут путешествия и рассказываем детям обо всем, что встречается на пути.

Разыгрывая роль, ребенок подражает не только действиям какого-то человека, но и его отношению к своим обязанностям, к людям, его переживаниям. Увлеченность ролью способствует искренней передаче чувств самого ребенка. У малышей наблюдается сравнительно устойчивый интерес к одной и той же роли, но отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа, может привести к прекращению игры. Я стараюсь поддержать интерес к определенной роли и в ходе игры обучать детей необходимым умениям, подсказывать действия, сообщать нужные знания. Хорошо зная индивидуальные способности, игровые возможности и интересы каждого ребенка, устанавливаю тесный внутренний контакт с детьми, завоёвываю их доверие, привязанность.

В процессе игры ребенок использует игрушки и необходимые для игры материалы, здесь важно помнить, что именно игрушки обогащают жизнь малышей, обеспечивают приток новых эмоций, дают толчок к возникновению и развертыванию сюжетно-ролевой игры, определяя ее содержание. В самом начале развития ролевой игры именно игрушка является источником творческой мысли ребенка, служит организующим началом в игре. Чем разнообразнее ассортимент игрушек и игровых материалов, тем богаче игровой замысел, а следовательно, сильнее действует воображение.

На каждой площадке можно найти прекрасный материал для детских построек. Детям понадобился автомобиль – они сделали его из скамейки, руль – из колечек от пирамидки. Интересные постройки делают из песка. Они строят целые города с башнями, мостами и реками. Лепят пирожки, а после стараются всех ими угостить. Они любят играть с водой, налитой в таз или корыто. Палочка это удочка, листик – рыбка.

Постоянно приходится наблюдать за играми малышей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. В данной ситуации важно оценить состояние игры и предложить продолжить ее, внеся новую игрушку и вызвать поворот в сюжетной линии, либо запустить игру при помощи нового предмета-заместителя, например, брусочка, взятого вместо молотка («Я увидела, что тебе нечем забить гвоздь»); в случае конфликтной ситуации успокоить ребенка и отвлечь его. Помогая детям, не надо делать за них то, что они могут сделать сами. Стараюсь приучать детей к самостоятельности, чтобы они умели сами придумывать и проводить интересные игры. Дети играют все вместе, чаще по нескольку человек, иногда в одиночку. Иногда играют вместе старшие и младшие. Такие игры полезны для детей. Младшие учатся у старших, а старшие привыкают заботиться о малышах. Надо только следить за тем, чтобы всем было весело, чтобы старшие не обижали маленьких.

В каждой игре заложена возможность драматизации, поэтому воплощение в роли в сюжетно-ролевой игре невозможно без переживаний тех обстоятельств,в которых ребенок действует как персонаж. Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал общей духовной культуры личности и способствующим введению ребенка в игровую ситуацию, его вхождению в роль. Разыгрывание сказок («Репка», «Теремок», «Морозко», «Заюшкина избушка»,потешек, песенок позволяет раскрыть эмоциональную сферу малыша, вооружить его арсеналом игровых приемов;помочь ему реализовать творческий потенциал, получить удовольствие от сыгранной роли. Для развертывания самостоятельной игры недостаточно воспроизводить какие-либо действия; необходимо, чтобы у детей возникло эмоционально-положительное отношение к персонажу. После прочтения в лицах небольшого произведения даю некоторые пояснения, вместе с детьми еще раз «просматривая» каждый образ. В беседе с детьми составляем словесный портрет персонажа(«мышка маленькая, серая, юркая, быстро бегает»).

Часто в утреннее время с небольшой группой детей веду наблюдения за трудом няни, отмечая, как старательно, ловко она работает, даю детям посильные поручения. Например, няня просит детей помочь ей разложить ложки на столы, протереть мокрой тряпкой подоконник. Детей четырёх лет ставлю в такую ситуацию, когда они сами должны предложить свою помощь няне. Няня говорит: «У меня сегодня много работы: пол надо вымыть, за завтраком на кухню сходить, салфетки на столы расстелить». Если дети не предлагают помощь, то обращаюсь к ним с просьбой помочь няне выполнить часть работы. Вместе определяем, что можно сделать. Дети большим желанием выполняют несложные поручения. В игре лучше и глубже, чем в какой- либо другой деятельности, ребёнок проникает сознанием того, что все люди трудятся друг для друга.

Природа игры показывает, что её основная жизненная функция заключается в установлении возможно более тесных связей ребёнка и общества. В игре ребёнок живёт не только как член узкого семейного коллектива, но и как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни. Чем активнее жизнь ребёнка в игре, тем глубже его проникновение в социальную сущность деятельности и отношений взрослых людей. Лишить ребёнка возможности играть – это значит лишить его возможности жить в широкой сфере общественных отношений и нанести ущерб процессу формирования его личности.

Изучив развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:

• Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.

• Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.

• Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

•. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

• Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.

Публикации по теме:

«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей.«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей. Представляю вам оборудование для развития сюжетно-ролевых игр, созданных в моей группе. Оборудование для развития сюжетно- ролевых игр.

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка младшего дошкольного возраста».
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 00:01
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...