Лучший педагог года

Сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Иванкова Анастасия
Сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Исследованию проблемы детского творчества дошкольников посвящается множество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что дошкольный возраст это период наиболее активного творческого развития личности ребенка в целом, когда совершенствуются и развиваются все психические процессы, такие, как восприятие, мышление, воображение.

Публикация «Сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Однако, в современных ДОУ в недостаточной степени выявлены педагогические условия, обеспечивающие успешное использование сказки в качестве средства развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому целью нашей работы является выявление и экспериментальное подтверждение возможности использования сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Объект и предмет исследования представлены на слайде.

Объектом исследования мы выбрали развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования сказку как средство развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Мы предположили, что сказка может стать эффективным средством развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста, если будут соблюдены следующие условия, они представлены на слайде:

- будет составлен комплекс занятий по развитию речи и обучению творческому рассказыванию;

- будут использоваться на занятиях методы и приемы, активизирующие воображение и восприятия детьми сказки;

- будут использоваться задания на придумывание продолжения сказки, сочинение сказок по картинкам.

Перед собой мы поставили следующие задачи, они так же представлены на слайде:

1. Изучить теоретические основы развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста;

2. Разработать и выявить уровень развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста;

3. Опытно-экспериментальным путём подтвердить возможности сказки в развитии словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что под словесным творчеством мы будем понимать продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов.

Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка, которую нужно развивать в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством эстетического освоения детьми окружающей действительности, развития умения быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, умения цельно, лаконично, понятно выражать свои мысли, что, несомненно, способствует развитию творческой личности, в которой так нуждается современное общество.

Так же анализ позволил выяснить, что развитие творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который становится содержанием словесного творчества.

Особенностью развития словесного творчества дошкольников является то, что у детей активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В старшем дошкольном возрасте дети активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире. Дети учатся видеть взаимосвязь различных видов искусства. У них развивается художественные способности, творческое воображение, а также развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность и другие способности. Значит, сказки - прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования. Сказка может быть также использована для развития творческого рассказывания у дошкольников. Для этого можно использовать задания как придумать начало или конец знакомой сказки.

Для того что бы проверить правильность выдвинутой гипотезы мы провели экспериментальное исследование, которое проходило в МБ ДОУ «Детский сад №55» г. Новокузнецк, с декабря 2020 г. по март 2021 г. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста (6 лет 8 месяца – 7 лет 3 месяца) в количестве 12 детей.

Наше экспериментальное исследование состояло из 3 этапов они представлены на слайде:

• I этап (констатирующий) выявление уровня развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

• II этап (формирующий) разработка и апробирование комплекса занятий по развитию речи с использованием сказки как средства развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

• III этап (контрольный) выявление динамики в уровнях сформированности словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Для оценки уровня развития словесного творчества, мы разработали следующие показатели:

• Самостоятельность.

• Целенаправленность.

• Композиционная целостность.

Творческая продуктивность.

• Синтаксическая оформленность рассказов.

На первом этапе мы провели констатирующий эксперимент, для изучения уровня развития словесного творчества по следующим задания:

1. I серия заданий была направлена на выявление понимания детьми особенностей жанра литературных произведений и умения соединить две сказки на основе контаминации.

2. II серия заданий предполагала выявление умений составления сочинений собственной сказки по картинкам на тему, предложенной экспериментатором.

3. III серия заданий предполагала создание собственной иллюстрации к сказке и комментарий данного изображения.

После проведенной диагностики мы распределили детей по уровням развития словесного творчества.

У 7 детей (58%) экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития словесного творчества : они в контакт с экспериментатором практически не вступают, не хотят отвечать на его вопросы, не проявляют интереса. Даже по просьбе педагога дети вступали в беседу, но ответы их были односложными, в речи присутствовали неточности, они не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Отсутствует творческий подход к монологическому рассказыванию, объем составленной сказки небольшой, стереотипный или заимствованный из ранее изученного, с помощью взрослого.

У 4 ребенка (33%) экспериментальной группы выявлен средний уровень : они быстро устанавливают контакты со взрослым, но отмечается стереотипность способов общения. Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. Требуется много времени и наводящих вопросов экспериментатора. Дети со средним уровнем умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении, но чаще по инициативе других. Умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. Продолжение рассказа с нарушением композиции и небольшого объема. Для составления сказки требуется помощь взрослого.

Высокий уровень зафиксирован только у 1 ребенка (9%) экспериментальной группы. Ребенок быстро устанавливает контакт со взрослым: на вопросы экспериментатора дает полные и развернутые ответы, речь богата прилагательными, глаголами, она образна и эмоциональна, имеет интонационную выразительность. При составлении монологов отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, творческий поход, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных предложений.

Результаты констатирующего эксперимента показали нам, что уровень развития словесного творчества у большинства детей находится на низком и среднем уровнях. В основном в сочинениях детей просматривается неумение составлять рассказы, отсутствует сюжет, предложения преимущественно простые нераспространенные, сюжет бедный, произведения очень маленькие по объему, нарушена композиционная целостность. Дети не проявляют творческую инициативу и малоактивны. Они нуждаются в постоянной поддержке педагога, ищут помощи. В рассказах детей мало творческих элементов, не используются доступные художественные приемы. В основном сочинения детей носят реалистический характер, фантазия детей ограничена. Сюжет многих сочинений заимствован. Дети опираются на художественные произведения, выдают их за свои. В свои произведения вводят известных сказочных героев.

Результаты констатирующего эксперимента показали нам необходимость проведения целенаправленной систематической работы по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы проверить свои предположения мы провели формирующий эксперимент. Перед собой мы поставили следующие задачи:

- составить комплекс занятий по развитию речи и обучению творческому рассказыванию;

- подобрать методы и приемы, активизирующие воображение и восприятия детьми сказок.

На занятиях мы использовали следующие задания: придумывание продолжения сказки; театрализованные игры по сказкам; сочинение сказок по картинкам.

Наша работа велась поэтапно:

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников мы активизировали запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе осуществлялся анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка).

Третий этап был направлен на обучение рассказыванию сказок детьми вместе с воспитателем по вопросам, введение элементов фантастики в реалистические сюжеты.

На четвертом этапе проводили изобразительную, театрализованную и игровую деятельность детей по мотивам сказок. Пятый этап был заключительным, на котором детей побуждали использовать элементы сказок в их собственных сочинениях, создавать детские рисунки на темы сочиненных сказок, пользоваться опорными схемами в своем словотворчестве.

После проведенного второго этапа экспериментального исследования, мы провели контрольный эксперимент, для того чтобы узнать какие изменения произошли в ходе проведенной работы. После проведенной диагностики мы сравнили полученные результаты и оценили качественные изменения у дошкольников.

После проведенного контрольного этапа эксперимента у нас получились следующие результаты.

У 9 детей (75%) экспериментальной группы выявлен средний уровень : у них отмечается стереотипность способов общения. Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. Дети со средним уровнем умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении, но чаще по инициативе других. Продолжение рассказа с нарушением композиции и небольшого объема. Для составления сказки требуется помощь взрослого.

Высокий уровень зафиксирован у 3 детей (25%) экспериментальной группы. Дети на вопросы дают полные и развернутые ответы, речь богата прилагательными, глаголами, она образна и эмоциональна, имеет интонационную выразительность.

Экспериментальное исследование показало, что сочинение детьми сказок на основе знакомых литературных произведений развивает логическое мышление и воображение ребенка, а затем воздействует на словесное творчество и творческие проявления в других видах художественной деятельности. Использование демонстрации оного материала и подобранных иллюстраций, выполнение разнообразных творческих заданий оказало влияние на логику изложения сочинений и восприятие литературных произведений, расширило представления детей о художественном образе. Включение в процесс обучения разных видов художественной деятельности (изобразительной, театральной) показало значимость их взаимосвязи для общего творческого развития детей и развития словесного творчества.

Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2021 в 04:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД