«Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи»

Марина Капитонова
«Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи»

Большая распространенность речевых нарушений у детей дошкольного возраста вызывает необходимость путей повышения эффективно- коррекционного воздействия.

С этим становятся актуальными вопросы взаимосвязи логопеда и воспитателя в логопедических группах.

Мы работаем по программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, которые в своих работах обращают внимание на вопрос взаимодействия специалистов дошкольных учреждений.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

Помимо образовательных и ряда коррекционных задач, поставленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, которые обусловлены особенностями речевого дефекта. Мы обращаем внимание на развитие умственной и физической сфер, на обогащение знаний об окружающем, на дальнейшее развитие сохранных анализаторов. Этим создается основа для развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге положительно влияет на эффективное овладение речью.

Особое внимание уделяем развитию восприятия, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных процессов, созданию доброжелательной обстановки в детском коллективе, укреплению веры детей в собственные силы, формированию интереса к знаниям. Мы наблюдаем за поведением ребенка, чтобы заметить признаки повышенной утомляемости, конфликтности, пассивности.

В первые две недели сентября мы обследуем каждого ребенка, выявляем уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности, заполняем педагогический профиль группы.

В начале каждой недели логопед представляет комплекс артикуляционной и пальчиковой гимнастики, например, в течении этой недели комплекс «Повтори за мной,» и пальчиковая гимнастика «Машины», где дети повторяют за воспитателем правильное положение язычка, губ, отрабатывают воздушную струю, тембр голоса, интонацию. В пальчиковой гимнастике кроме развития мелкой моторики пальцев рук, у детей закрепляем координацию речи с движением развиваем творческое воображение.

В течении каждой недели проводим взаимопосещения занятий: «Мы у логопеда» и «Логопед у воспитателей».

В нашей логопедической группе главной и основной задачей является овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

Спецификой работы в группе является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающего и всесторонне-гармонического развития детей с общим недоразвитием речи.

Основным условием является пребывание детей с одним диагнозом и одного возраста (в нашей группе 19 человек, двух возрастов: старшего и подготовительного, хотя диагнозы одинаковые: ОНР - третий уровень -12 детей ОНР- четвертый уровень - 5 детей ФФН - 2 детей

Благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи в работе свои занятия, игры, прогулки, развлечения мы планируем в соответствии с рекомендациями логопеда. Выполняем индивидуальные задания с детьми по закреплению поставленных звуков в словах, словосочетаниях, фразах. Они проводятся во второй половине дня. Мы постоянно следим, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок. Проводим упражнения по развитию внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. Мы получаем индивидуальные и подгрупповые задания работы с детьми по тематическим разделам программы, по усвоению которых дети испытывают наибольшие затруднения.

Основой планирования коррекционной работы является

тематический ПОДХОД, и таким образом все специалисты нашего учреждения работают неделю в рамках общей лексической темы.

Тематический принцип подбора учебного материала позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагогического коллектива логопедической группы и детского сада в целом, так как изучение темы осуществляется на различных по содержанию занятиях: при ознакомлении с окружающим, по развитию речи, в предметно-практических занятиях, а также в специально-организованных играх. Одни из этих занятий проводятся логопедом, а другие нами - воспитателями. В связи с чем происходит тесное переплетение решаемых нами различных задач учебно- воспитательной работы при одновременном изучении одной и той же темы.

Каждая новая тема начинается с экскурсии, беседы. Для закрепления лексических тем мы используем различные игры, таблицы, альбомы, иллюстрации, фото, картины, художественное слово, музыку. Например, тема «Транспорт»: помимо того, что дети рисуют, лепят, выполняют аппликацию, конструируют, поют, рассказывают стихи, слушают рассказ и так далее мы используем наглядный материал, игры: «Назови транспорт», «Кто за рулём», «Четвертый лишний», «Поезд»; иллюстрации о транспорте, о машинах «специального назначения»;таблицу с изображением картинок на лексические темы, а также всевозможные стихи, песни, рассказы, загадки. Для этого у нас есть картотека с поговорками, скороговорками, чистоговорками

Спецификой нашей работы является правильно-организованная предметно-развивающая среда, которая создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоление отставания в речевом развитии.

Прежде всего это логопедический уголок с большим зеркалом, где дети могут в любой отрезок свободного времени подойти, поупражняться в различных играх и упражнениях на дыхание.

Есть волшебное облачко, которое каждый сезон меняется- сейчас зима, снежинки, упражняются в развитии дыхания, другим нравятся ветречки, мыльные пузыри, мельница. На столе «Сухой бассейн», где дети развивают мелкую мускулатуру пальцев рук; есть возможность проявить себя в шнуровке: игра «Зашнуруй»; в сборе пазлов, мозаики. Также упражняются в различных дидактических играх, сделанных руками воспитателей и родителей, где проявляют свои способности, самостоятельность и закрепляют полученные на занятиях навыки.

Игры постоянно меняются, обновляются и выставляются в большинстве по лексической теме.

У нас появляются новые игры, придуманные воспитателями, новинки из журналов. Например, игра «Волшебный цветок», где дети составляют из букв слова, закрепляют гласные и согласные буквы, закрепляют связь «звук- буква».

В игре «Поезд» мы формируем у детей понятие «неделя», обогащаем лексику по теме и развиваем тонкую моторику.

В игре «Ромашки» формируем навык деления слов на слоги, развиваем абстрактно-логическое мышление.

В игре «Вазы и цветы» учим подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам.

Особой внимание уделяем организации пространства, чтобы ребёнок мог упражняться в наблюдении, запоминании, сравнении. Это различные логические, дидактические, словесные, сюжетные, подвижные игры. Например: «Чудесный мешочек», «На полянке», «Ателье», «Медведь и пчелы», «Лиса и зайцы», «Кто как кричит?», «Помоги Кузе», «Отгадай загадки», «Подумай и назови», «Силачи».

Следующим условием работы в нашей группе является - индивидуальный подход к воспитанию и обучению каждого, укрепить веру детей в собственные возможности, связанные с речевой неполноценностью.

Чтобы дети чувствовали себя в группе уверенно, спокойно, непринуждённо - стараемся создать доброжелательную обстановку, которая способствует уравновешиванию ребёнка, встречаем детей с улыбкой, ласково, не выделяя кого-то из детей. Стараемся активизировать робких и застенчивых.

Нежная гамма стен, мебели, штор, уют в группе, доброжелательный тон взрослых и детей способствуют успешности речевого развития.

Работая с детьми мы имеем возможность многократно активизировать и закреплять новые слова в подвижных, дидактических, в режимных моментах, на прогулке, в развлечениях, например, участие детей в «Празднике правильной речи», «Путешествие в сказку»,интеллектуальная игра «Весёлые

и находчивые», в кукольном театре «Теремок». Дети самостоятельно обыгрывают в сюжетно-ролеьых играх, в самостоятельной деятельности. В конце каждой недели дети играют в игру «Что? Где? Когда?», где закрепляются знания тематической недели. Дети с огромным желанием участвуют в игре, в которую играют за специально изготовленным круглым столом с «волчком» и карточками с заданиями

Мы, в нашей группе, постоянно контролируем правильность речи детей. Постоянно общаемся с малоактивными, необщительными детьми, побуждаем детей к желанию слушать, слышать, вызываем интерес к общению, дух соревновательности. Например: в умывальной комнате предлагаю соревнование - кто больше скажет слов о том, какое мыло, что им можно мыть. В раздевалке упражняем в употреблении глаголов «одевать», «надевать», называть одежду, обувь, головные уборы, закреплять порядок одевания и раздевания, тренируемся в шнуровке, застегивании пуговиц. В живом уголке закрепляем названия растений. На прогулке беседуем о погоде, рассматриваем небо, снег, листья, дети рассуждают, сравнивают, делают выводы.

Подвижные игры способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движения.

Подбираем их с учетом этапа постановки звуков и с учетом физических и речевых возможностей детей.

Например: подвижная игра «На водопой» рекомендуется в подготовительной группе при изучении темы: «Дикие животные и птицы». Мы расширяем глагольный словарь детей, вводим в речь глаголы: топал, шёл, скакали, вела, крался, скатился. Закрепляют названия животных и их детенышей, например: лось- лосенок, лиса-лисенок, ежиха-ежонок.

Вопросами организации работы по формированию речи детей занимается, прежде всего, логопед. Однако, для успешного усвоения детьми речевых навыков, мы постоянно и целенаправленно осуществляем эту работу, не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Она ведется по трем направлениям: развитие лексики, грамматического строя речи и обучения рассказыванию. Мы работаем над формированием связной (прежде всего диалогической) речи детей в процессе выполнения всех режимных моментов. При этом логопед определяет специальный речевой материал, который мы осваиваем с детьми в процессе выполнения режимных моментов. Организуя различного рода деятельность детей: экскурсии, прогулки, наблюдения, игры, - мы решаем познавательные задачи. В связи с этим словарный запас детей пополняется названиями предметов, их частей, действий и признаков; дети упражняются в элементарном словообразовании.

Содержание этой работы мы согласовываем с логопедом. В то же время логопед максимально используем речевой материал, полученные детьми на наших занятиях и в повседневной жизни. Наша работа по развитию речи предшествует логопедическим занятиям, обеспечивающая познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы школьного учителя-логопеда с родителями. Одной из задач является информирование родителей о.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Праздники
Автор публикации:
«Совместная работа логопеда и воспитателя в группе для детей с нарушением речи»
Опубликовано: 22 января 2014 в 13:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Стихи о летних цветах
На этот раз предлагаю авторские стихи о летних цветах из цикла "Милые цветы": "Золотые шары" и "Флоксы", в которых, как мне кажется, переданы краски лета и...
Фотоотчёт «Как мы встретили Яблочный спас»
19 августа отмечался день Преображения Господня, или Яблочный Спас. Этот православный праздник, как многие другие, крепко переплёлся с древними языческими...