Папки-передвижки

Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Наталия Вячеславовна
Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выгодский

Задачами познавательно-исследовательской деятельности являются :

Формирование познавательных действий.

Публикация «Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

Развитие воображения и творческой активности.

Формирование представлений об объектах окружающего мира.

Умение устанавливать связи между предметами и явлениями, делать обобщения

В настоящее время исследовательская деятельность приобретает особую актуальность, так как в ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.

Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Поэтому, исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.

Известны следующие формы и методы развития познавательно-исследовательской деятельности, это – наблюдения, прогулка, дидактические игры, трудовые поручения, экскурсии, эвристические беседы, экспериментирование, трудовая деятельность, путешествия, фиксация результатов.

Из опыта хочу выделить наиболее эффективные, при этом используется не одна форма или метод, а несколько, это интегрированная работа.

При знакомстве со свойствами песка используется наблюдение и экспериментирование.

Большой интерес вызвал опыт с окрашиванием воды.

Во время опыта с мыльной водой дети испытали огромный интерес, чувство радости и восторга.

Уход за комнатными растениями формирует и расширяет знания о них.

Посадка мини огорода формирует осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

Что даёт экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается :

1. - мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

2. - воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

3. - внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

4. - речь;

5. - мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).

Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет; бабушка «не поверит», когда внук расскажет ей, что сегодня он сам «сделал» болото в группе с лягушками и лилиями. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.

Из выше сказанного можно заключить вывод:

Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковИспользование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (Материалы конференции РМО) В мае 2016 года состоялась четвертая конференция районного методического объединения по экологии для воспитателей.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему «Мой дом» 1. Программное содержание 1 мл. группа Цели, задачи, содержание: Знакомить детей с улицами, домами родного села. Развивать умения детей.

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности План–конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Кто живет в почве». Интеграция образовательных областей:.

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Система методов и приемов развития познавательно-исследовательской деятельности в самостоятельной деятельности детей С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,.

Современные методы и формы работы ДОУ по развитию речи дошкольников средствами игровой деятельности Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Современные методы образования дошкольников, рекомендации по их применению в процессе обучения «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ». Модернизационные изменения в дошкольном.

Современные методы здоровьесберегающей деятельности в образовании и в практике учителя-логопеда Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.

Экспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельностиЭкспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности Иванова Ирина Владимировна Воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 Выборгского района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 20:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД