Получи документы

Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ (1 фото)

Евгения Верещагина
Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с особыми образовательными потребностями является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умений достойно жить в нем.

Публикация «Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в нашем детском саду является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

В настоящее время остро стоит вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с особыми образовательными потребностями.

Среди детей с ОВЗ особое место занимают дети с нарушением интеллекта.

Под нарушением интеллекта понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. У детей с нарушениями развития отсутствует интерес к окружающему миру. Чаще всего дети, посещающие нашу группу не интересуются новыми играми и игрушками, выбирая уже известное, знакомое. Многие родители наших воспитанников предпочитают находиться с детьми дома, редко посещают мероприятия, общественные места, гуляют с ними. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

Мышление и восприятие предметов у них замедленно, фрагментарно, имеет малый объем и низкий уровень развития избирательности и дифференцированности. Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.

У детей, посещающих нашу группу страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Многие дети вообще не разговаривают. В результате снижена потребность в речевом общении.

Развитие коммуникативной компетенции детей с нарушением интеллекта является для нас очень сложной и одной из самых главных задач. Важно не только научить ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, но и понимать обращенную речь, накапливать пассивный словарный запас. Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа по развитию речи и коммуникативных способностей.

В силу тяжести своего нарушения, дети с нарушением интеллекта забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затрудненно формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором достижения цели.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.

В своей работе мы используем моделирование реальных ситуаций и экскурсии.

Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, мы проводим большую предварительную подготовку, чтобы экскурсия была не только интересной, но и носила познавательный и развивающий характер.

Например, экскурсия в магазин. Мы с детьми знакомимся с профессией продавец, они знают, что такое магазин, зачем люди приходят в магазин. Я стараюсь объяснить, что в магазине ребенок не может просто взять то, что ему хочется. Объясняю детям, что для покупки продуктов нужны деньги. Во время экскурсии дети наблюдают за действиями людей, а я постоянно комментирую действия людей и продавца. Обязательно показываю на собственном примере модель поведения в магазине. Обычно я покупаю печенье в пачке или конфеты, обращая внимание детей на алгоритм действия в магазине. При посещении магазина у детей с нарушением интеллекта развиваются не только навыки ориентировки в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене, но и формируются способы общения с продавцом, консультантами при необходимости помощи в выборе товара.

Экскурсии позволяют включить детей с ОВЗ в социальную среде, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности.

Полученные знания мы закрепляем в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Вместе с детьми мы выстраиваем алгоритм действий в магазине, учимся распределять роли. Таким образом, дети, зная алгоритм действий в магазине, смогут в будущем посещать его.

В дальнейшем, отработку навыков и умений, мы осуществляем через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.

Совсем недавно, в рамках проведения конкурса «Я – исследователь» мы взяли тему для исследования «Мука –волшебница». Вместе с детьми мы учились замешивать тесто, познакомились с хлебопечкой и испекли в ней хлеб. Дети получили массу новых знаний, эмоций, положительных впечатлений. Также у многих детей обогатился словарный запас.

В своей работе мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляют собой первоначальный этап в работе по социализации детей с особыми образовательными потребностями.

В нашу группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения) и речи.

Начиная посещать нашу группу многие дети не умеют пользоваться туалетом, использовать туалетную бумагу, мыть руки, умываться, самостоятельно есть и пить, ну и, конечно же, одеваться и раздеваться.

Типичным для детей с интеллектуальными нарушениями является отсутствие инициативы и самостоятельности. Многие дети боятся воды, неадекватно реагируют на действия педагога по развитию культурно-гигиенических навыков. Из-за физических дефектов развития многие дети даже не могут взять мыло в руки. Для нас главной задачей является развитие и формирование адекватного и положительного отношения ребенка к привитию культурно-гигиенических навыков. Эти же задачи ставит перед нами программа «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Екжановой, Стребелевой и индивидуальные программы для детей с нарушением интеллекта.

Вот, как мы учим детей с нарушением интеллекта мыть руки.

На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять ребенку, что пользоваться нужно только своими.

Чтобы научить ребенка мыть руки, мы предварительно рассматриваем с ними сюжетные картинки, где изображены: как дети умываются; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой). В своей работе я использую также «живые» картинки, потешки. Рядом с умывальником у нас есть алгоритм (мнемотаблица) мытья рук, к которому мы постоянно обращаемся и место для фотографий детей, как они моют руки.

Сначала все действия по формированию культурно-гигиенических навыков провожу я сама. Очень важно постоянно проговаривать свои действия, названия предметов, сопровождать действия эмоциональным подкреплением: улыбкой, радостным настроением. То есть я комментирую каждое свое действие «Сейчас я буду мыть руки», выделяя голосом словосочетание «мыть руки». «Я открываю кран»- сопровождаю свои действия словами и тд.

На начальном этапе мы моем руки вместе с ребенком, т. е. я мою руки ребенка своими руками. Все свои действия я комментирую и повторяю по несколько раз. Использую эмоциональное подкрепление- рассматриваем пузыри, нюхаем пену, смотрим,как пенка исчезает. Чтобы ребенок быстрее запомнил место для своего полотенца, на шкафчик мы наклеиваем яркую предметную картинку и все время обращаемся к ней. «Вот твое полотенце – рыбка», «Где весит твое полотенце? Вот, где рыбка».

В дальнейшей работе, я постепенно отстраняюсь от детей. Т. е. мы можем вместе с ребенком взять мыло и начать намыливать и в процессе намыливания я постепенно прекращаю свои действия, давая ребенку возможность к самостоятельным действиям.

Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. Провожу дидактические игры с игровым персонажем, например - Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем мы учим персонажа делать «мыльные перчатки».

Обязательно проводим серию сюжетно-ролевых игр «Помоем ручки Маше», «Маша гуляла- ручки замарала», «Купание малыша». В нашей группе есть интерактивная кукла, которая произносит фразы для стимуляции и организованной последовательности детей мытью рук.

В играх с куклами у ребятишек формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.

Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении культурно-гигиенических навыков, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его успешную социализацию.

Формирование у детей с особыми образовательными потребностями умений и навыков- это сложный и кропотливый процесс, над которым работает весь коллектив нашей группы: воспитатели, помощники воспитателя, учитель-дефектолог, педагог- психолог. И только тесное сотрудничество и взаимопомощь всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для успешной социализации их в общество.

Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Прикреплённые файлы:

serov-20-04-2017_rluki.pptx | 13211,33 Кб
 
Публикации по теме:

Социальная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра помощи семье и детям В статье рассматриваются особенности работы с семьей, воспитывающей особого ребенка. Возможности Кировского центра социальной помощи семье.

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности В последнее время все чаще слышатся такие слова как «интеграция» и «инклюзия». Инклюзивное образование заключается в совместном обучении.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Опубликовано: 3 мая 2018 в 19:05
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД