«Умные книжки для наших детишек». Опыт работы по приобщению младших дошкольников к художественной литературе

Ирина Агафонова
«Умные книжки для наших детишек». Опыт работы по приобщению младших дошкольников к художественной литературе

"Обрати своё сердце к книгам.

Какое богатство мудрости и добра

рассыпано по книгам всех времён и

народов!"

Л. Н. Толстой

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

-заметное снижение интереса к чтению у детей;

-резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того,что телевидение,видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;

-подмена подлинной детской художественной литературы

суррогатами массовой культуры.

В связи с этим была принята Национальная программа поддержки и развития чтения. Согласно ей, все учебные учреждения, библиотеки, издательства, книжная торговля должны быть направлены на пропаганду чтения.

Данная программа поддержки и развития чтения предполагает долгосрочную перспективу и мы, педагоги детского сада, должны вносить свой, посильный вклад в приобщение детей к книге,в формирование грамотного и вдумчивого читателя.

В процессе работы во второй младшей группе на занятиях и вне занятий, мы старались реализовывать следующие задачи:

1. Развивать интерес к художественной литературе.

2. Воспитывать умение слушать.

3. Воспитывать творческие способности каждого ребёнка.

В возрасте 3-4 лет реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребёнка одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания,постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Малыш верит слову художника. Слушая рассказ или сказку,он живёт жизнью героев,как бы сам становится участником этих событий, сочувствует положительному герою и осуждает зло.

Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка очень нравятся малышам. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки,народные песенки, потешки и стихи.

Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности,к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства:способность проявить заботу и доброту,протест против несправедливости и т. д.

Художественное слово, в котором глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи,оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические представления.

В прошлом году наши дети с удовольствием заучивали потешки, такие как «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик.», «Петушок, петушок.»; стихотворения А. Барто «Бычок», «Кораблик», «Мишка» и другие; поэзию А. Пушкина, С. Маршака, В. Берестова.

С интересом слушали уже известные сказки «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок» и многие другие.

Мы знакомили детей и с фольклором народов мира: «Купите лук.»,шотландская песенка в переводе И. Токмаковой; бело-русская сказка «Пых», в обработке Н. Мялика;венгерская сказка «Два жадных медвежонка», в обработке А. Краснова и другие.

Нашим детям очень нравятся смешные юмористические рассказы В. Драгунского такие как «Тайное становится явным», «Сверху вниз, наискосок!», «Заколдованная буква» и другие. Рассказы Н. Носова, например: «Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазёры» и т. д. Именно после прочтения таких рассказов дети активно обсуждают услышанное, анализируют, делают свои выводы, обобщения,иногда даже инсценируют.

И в заключении нельзя не вспомнить слова великого педагога К. Д. Ушинского:

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу,как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей,с обществом,среди которого живёт,с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию,как не мог бы ввести не один эстетик. Оно,наконец,даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно,не мог бы сообщить ребёнку ни один философ.»

Публикации по теме:

Книжки заболелиКнижки заболели Акция "Помоги книжке". Мы перебирали с ребятами книжки в книжном уголке и нашли много книг,требующих ремонта. Так возникла идея объявить.

Проект «Наши любимые книжки». Данный проект разработан для воспитателей ДОУ. Вид проекта: •исследовательско-творческий; •детско-взрослый; •средней продолжительности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Умные книжки для наших детишек». Опыт работы по приобщению младших дошкольников к художественной литературе
Опубликовано: 29 мая 2013 в 20:04
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...