«В гости к Бабушке — Загадушке» (дифференциация звуков с — ш)

Татьяна Шерстнева
«В гости к Бабушке — Загадушке» (дифференциация звуков с — ш)

Конспект коррекционной образовательной деятельности по формированию фонетико – фонематических процессов (подготовительная группа)

Тема: Дифференциация звуков /с/ - /ш/ «В гости к Бабушке – Загадушке»

Цели:

• Закреплять навыки различения на слух звуков /с/ - /ш/ и правильного употребления их в речи;

• Формировать практические навыки согласования прилагательных с существительными множественного числа в дательном падеже;

• Уточнять лексическое значение слов: сундук, шкатулка;

• Совершенствовать зрительно – пространственное восприятие;

• Развивать логическое мышление, навыки чтения;

• Развивать интонационную выразительность речи;

• Воспитывать умение работать коллективно, оказывать помощь друг другу;

• Воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».

Оборудование: магнитофон; CD диск с записью музыки; картинный материал (Бабушка – Загадушка, девочка, мальчик, предметные картинки со звуками /с/ и /ш/ в названии; кузовок, сундучок, шкатулка; массажные шарики (по количеству детей); волшебная «светящаяся» палочка; речевой куб «Магнитофон»; плакат с кроссвордом; цветные маркеры; свисток, бубен; магнитная доска, магниты; ноутбук.

Организационный момент:

Игра «Давайте поздороваемся» (на хлопок – здороваемся за руку и произносим любое приветствие; на свисток – здороваемся плечиками и произносим «доброе утро»; на звук бубна – молча здороваемся спинками).

Логопед: Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? (ответы детей). В группе сразу стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок.

На столе 2 предмета: сундук и шкатулка. Дети рассматривают предметы, которые стоят на столе.

Л: Посмотрите на эти два предмета: справа от меня – сундук, слева – шкатулка. Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга? (ответы детей). А в чем их сходство?

Л. Обобщает и уточняет значение данных слов (сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей).

Л: Произнесите слово сундук и выделите первый звук. (Дети: С-с). Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук. (Дети: Ш-ш).

Л: Возьмите со стола по одной картинке, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук /с/, то картинку положите в сундук, если слышите звук /ш/, то в шкатулку. Но, прежде, чем сесть на свое место, расскажите, что вы сделали.

(Ответы детей: Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку).

Картинки со звуком /с/: лиса, кресло, маска, свекла, колбаса, кроссовки, редиска, капуста, автобус, барсук, чеснок, самолет, стакан, сковорода, оса, сыр, стрекоза.

Картинки со звуком /ш/: шапка, кукушка, шоколад, вишня, чашка, шкаф, шуба, рубашка, погремушка, шляпа, лошадь, матрешки, кошка, неваляшка, шорты, груша, шмель.

Л: Какие звуки вы выделяли в словах? (Дети: звуки /с/ и /ш/).

Основная часть:

Л: Сегодня к нам на занятие пришла… (показывает картинку на магнитной доске)

Дети: Бабушка – Загадушка.

Л: Она, как всегда, со своим кузовком. Кто догадался, из какого материала он сделан? (ответы детей).

Л: Ребята, как вы думаете, что у нее в кузовке?

Дети: Там могут быть игрушки, загадки.

Л: Давайте посмотрим, что у нее в кузовке! (достает картинку с изображением солнышка). Логопед зачитывает задание на обратной стороне рисунка.

Игра «Узнай звук»

(когда вы услышите в произнесенных мной словах звук /с/, хлопните один раз, а когда услышите звук /ш/ - 2 раза (сом, шапка, душ, самолет,шуба, кошелек, оса, шлем, пушка, кошка, сучок). Дети выполняют задание.

Логопед достает из «кузовка» картинку с изображением Степашки.

Какие звуки мы слышим в имени этого героя? (ответы детей).

Л: Степашка принес нам зашифрованное письмо. Поможем расшифровать. Логопед показывает карточки: стрелочка вверх указывает, что надо произность звук /ш/, а вниз – звук /с/: громко, тихо, умеренно.

«В гости к Бабушке — Загадушке» (дифференциация звуков с — ш)

Развитие движений кистей рук

Л: Ребята, давайте представим, что ваша кисть – это язык. Если пальчики опущены вниз, то произносим слог са (со, если пальчики подняты вверх (как наш язычок, то слог ша (шо).

Дети повторяют за логопедом слоговые цепочки (са – ша, со – шо, су – шу – су, ши – сы – ши, ес – еш – ес).

Проговаривание слоговых рядов сопровождают движениями кистей рук (упражнение выполняется сначала правой, потом – левой, затем обеими кистями рук одновременно).

Л: Придумайте, пожалуйста, имя мальчика, в котором слышатся звуки /с/ и /ш/. Достает из «кузовка» картинку с изображением мальчика.

Дети: Саша.

Л: Как его можно назвать ласково? (дети: Сашенька, Сашуленька, Сашок).

Игра «Угадай имя»

На магнитную доску прикрепляются две картинки, на которых нарисованы грустные мальчик и девочка. Рядом с каждой из них – небольшое панно с набором картинок. У девочки – машинка, шлем, пушка, клюшка; у мальчика - коляска, сарафан, скакалка, сумочка.

Л: Бабушка – Загадушка просит отгадать имя мальчика. Для этого необходимо выполнить следующее задание: выделить первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки.

Выставляет и называет картинки – мишка, иголка, шапка, ананас.

Дети повторяют названия, выделяют первые звуки и произносят слово (Миша).

Л: Имя девочки узнать сложнее, но я вам немного помогу. (Выставляет плакат с кроссвордом и читает загадки).

Дети по очереди выходят и записывают маркером ответы, читают слова.

• Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из мелких стеклянных, пластмассовых или деревянных шариков. Как оно называется? (Бусы)

• Насекомые, очень похожие на пчел. (Осы)

• Состояние покоя и отдыха ночью. (Сон)

• Углубление в земле или снегу. (Яма)

Л: Прочитайте имя девочки по вертикали. (Соня)

Л: как вы думаете, почему на наших картинках девочка и мальчик грустные? (ответы детей)

Л: А может быть Миша и Соня не очень довольны своими игрушками. Что нужно сделать, чтобы развеселить их? (дети: им нужно поменяться игрушками).

Л: Тогда скажите, что должна отдать Соня Мише?

Дети: Соня должна отдать Мише машину, шлем, пушку и клюшку.

Л: А что отдаст Миша Соне?

Дети: Миша Соне отдаст коляску, сарафан, скакалку, сумочку.

Л: Молодцы, развеселили Соню и Мишу. (Незаметно для детей меняются съемные картинки грустных лиц на веселые).

Динамическая пауза (звучит музыка)

Л: Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи (дети бегают мелкими шажочками)

И смешные лягушки. (прыгают, как лягушки)

Смешные медведи, (ходят, как медведи)

Смешные олени, (подносят к голове руки, пальцы раздвинуты)

Смешные моржи, (двигаются боком)

Смешные тюлени. (бегут с подскоком).

Музыка останавливается.

Л: Кто запомнил, каким животным вы подражали?

Дети: Смешным ежатам, смешным лягушатам… (хоровые и индивидуальные ответы).

Садитесь на стульчики: сначала девочки, потом мальчики.

Л: Послушайте загадку:

Ростом мал, да удал, от меня ускакал.

Хоть надут он всегда – с ним не скучно никогда.

Достает из «кузовка» Бабушки – Загадушки – мяч.

Игра с мячом: «Мячик маленький поймай, да словечко приласкай»

стих – стишок

пастух – пастушок

солнце – солнышко

стекло – стеклышко

сын – сынишка

соловей – соловушка

сторона – сторонушка

старуха – старушка

шерсть – шерстинка

трус – трусишка

Л: Молодцы, все словечки правильно назвали. А хотите поиграть с «волшебной палочкой».

Игра «Волшебная палочка» (логопед называет слово и передает ребенку волшебную палочку. Ребенок заменяет первый звук в слове на звук /ш/ и возвращает палочку:

Тапки – шапки, жаль – шаль, губы – шубы, майка – шайка, мыло – шило, фланг – шланг, мах – шах, стык – штык.

Л: Очень хорошо, и это задание выполнили без ошибок. Ведь на то она и волшебная палочка, чтобы помогать.

Л: Садитесь на стульчики. Вас ждет сюрприз от Бабушки – Загадушки. Логопед загадывает загадку про ноутбук:

«Он умен не по годам

И похож на чемодан»

Компьютерная игра «Пространственное восприятие» (дети выполняют задание по очереди, оречевляя свои действия).

Л: В «кузовке» у бабушки есть массажные шарики. Хотите с ними поиграть? Дети берут по массажному шарику и на каждый слог по тексту перекладывают его из одной руки в другую, сжимают; повторяя слова за логопедом:

Мячик нам поможет сжать

Сила с волей пополам,

Станут пальчики сильней,

А головушка умней.

Л: А теперь поиграем в игру «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись», шарик нам будет помогать:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша.

Са – са – са – голубые небеса.

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу.

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Л: А еще наша Бабушка – Загадушка большая шутница. Послушайте, что она придумала.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Как – то вечером старушки

Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

Лапкой моет …ушки.

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладет под голову …подушку.

Испекла старушка пышки

И сложила пышки в …миску.

Л: Ребята, вот и закончились задания от Бабушки – Загадушки. Ее ждут в других детских садах. Ой, чуть не забыла: тут записка от Бабушки для вас: «Если у вас хорошее настроение и вам было интересно выполнять мои задания, положите мячик в шкатулку, если было скучно и неинтересно – в сундучок. А еще в «кузовке» есть сладкие призы. До свидания!».

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«В гости к Бабушке — Загадушке» (дифференциация звуков с — ш)
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 16:16
+93Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 150.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...