Получи документы

Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»

Наталия Ляхова
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»

Совместная познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе по теме : «Встреча с Капитошкой»

Ляхова Наталия Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 70» г. Братска Иркутской обл.

Цель: создать условия для исследовательской деятельности; расширять кругозор детей, обогащать словарный запас. Развивать представление о свойствах льда: твердый, прозрачный, холодный, легче воды, при замерзании увеличивается в объеме, хрупкий, в тепле тает.

Публикация «Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Встреча с Капитошкой“» размещена в разделах

Развивать память, познавательную активность, связную речь. Уяснить с детьми, как человек использует свойства льда: строительство ледяных городков, катков, кубики для охлаждения напитков.

Материал: на каждого ребенка формочка с замерзшей водой, поднос, камешек; солонка с солью, коктельная трубочка с замершей водой, мяч.

Ход

Для того, чтобы собрать вокруг себя ребят, педагог говорит и хлопает в ладоши: «В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь». Те дети, которые подошли к педагогу, тоже начинают хлопать в ладоши и произносить слова: «В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь». Когда все дети подойдут и образуют круг, педагог говорит следующие слова, а дети ему помогают.

В ладоши громко хлопните,

Ногой по полу топните,

Нагнитесь, распрямитесь,

Как струнки потянитесь.

Теперь доброжелательно

Друг другу улыбнитесь.

Должны вы сесть,

Глаза закрыть,

И обо всем на миг забыть.

В то время, когда у детей закрыты глаза, посреди комнаты появляется сундучок.

Ой, а что это за сундучок?

- Как вы думаете, что в нем лежит? (ответы детей).

Для того, чтобы узнать, что в нем лежит, нужно задать вопросы. Но вопросы должны быть не на угадывание, а для того, чтобы узнать, как можно больше об этом предмете.

Предполагаемые вопросы.

- Это, живое? (нет)

- Это, неживое? (да)

- Это, сделано руками человека? (нет)

- Это, явление природы? (да)

- Это, горячее и газовое? (нет)

- Это, твердое? (нет)

- Это, воздушное? (нет)

- Это, летает? (нет)

- Это, мокрое? (да)

- Это, течет? (да)

- Это, вода? (да)

Дети открывают коробку и удивляются:

- А где же вода? Здесь только игрушка Капитошка.

- Ребята, а как вы думаете, куда же исчезла вода? (она испарилась)

- Правильно, вода испарилась, осталась только одна капелька-Капитошка.

- А в виде чего испарилась вода? (в виде пара)

- В каких еще видах бывает вода? (в жидком и твердом/лед, снег).

Капитошка предлагает поиграть вам с ним. А для этого нужно разделиться на две компании. Как это можно сделать? (предположения детей). Предлагаю одну компанию назвать «Лед», а вторую «Вода».

А теперь задание от Капитошки :»Кто больше вспомнит свойств воды и льда». Для этого, я предлагаю вам листочки и карандаши. Найдите каждая компания себе местечко и зарисуйте значками все, что вы знаете о воде и льде. Время у вас только 3 минуты (ставятся песочные часы). По истечении времени каждая команда по очереди называют свойства воды и льда. Дети отмечают, что про воду они знают больше. Что же нам нужно сделать, чтобы узнать как можно больше свойств льда ( предполагаемые ответы: спросить у взрослых, почитать в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать, провести эксперимент).

Вы все назвали правильно, сегодня мы с Капитошкой приглашаем вас в лабораторию для проведения некоторых опытов.

Пройдите к вешалке и наденьте халаты. Садитесь вокруг стола и давайте попробуем все вместе ответить на некоторые вопросы.

- Зачем каждое утро зимой дворники посыпают возле автобусных остановок песок? (чтобы машинам легче было тормозить).

- Почему в некоторых городах вместо песка используют соль? (ответы детей)

Капитошка предлагает нам провести такой опыт: «Спичка-пленница». Сегодня утром, когда Капитошка наливал воду в формочки, он нечаянно рассыпал туда спички, давайте поможем ему их собрать (дети пробуют, но у них ничего не получается).

- Что случилось, почему вы не можете собрать спички? (они вмерзли в воду, «Попали в плен».)

- Как же нам их достать? (дети предлагают различные варианты. То, что можно выполнить дети выполняют и проверяют, получится у них или нет. Если никто не догадался, педагог предлагает посыпать на спичку соль). Давайте на некоторое время оставим нашу лабораторию и поиграем с Капитошкой в игру «Хорошо-плохо» (игра проводится с мячом).

Воспитатель называет слово «лед», а дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: лед-это хорошо, потому, что можно кататься с ледяной горки, на катке, потому, что построят ледяной городок и будет очень красиво, можно украсить ледяными кубиками наш участок, а если набьешь шишку, то нужно приложить лед. Лед-это плохо, потому, что можно поскользнуться и упасть, а если лед кушать, то можно заболеть, он холодный и от него мерзнут руки и т. п.

Вернемся в нашу лабораторию. Что же мы видим? (лед вокруг спички начал таять и спичку можно легко достать).

Так зачем дворники посыпают снег и лед солью? (чтобы они таяли, и машины могли легко тормозить возле остановок).

- А теперь давайте ответим на следующий вопрос. Но вначале загадка.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий –

В ладошке лежать.

Тяжелый, большой –

Одному не поднять

Кто, дети загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети: Это камень. Это разные камни.

Найдите в нашей лаборатории камни. Возьмите по одному камешку в руки и скажите, какие они: (дети говорят по очереди) твердые, гладкие, шершавые, холодные, серые, большие, маленькие и т. д.

Скажите, а может ли лед разрушить этот камень и как? (дети выдвигают свои гипотезы).

Если ни одна из гипотез не является правильной, то педагог просит вспомнить, что они сегодня утром делали с коктельной трубочкой (налили в нее воду и закрыли с двух сторон пластилином.)

- Так давайте посмотрим, что случилось с нашей трубочкой (вода в виде льда торчит с каждой стороны трубочки).

- Что произошло с водой? (она замерзла).

- Почему она вышла из трубочки? (предположения детей).

Если никто из детей не сможет ответить правильно, то отвечает педагог: «Вода при замерзании расширяется и ей не хватает места в трубочке. А теперь представьте, что вода попала в горах в мелкие трещины и замерзла. Что случится дальше? (в горах появятся трещины, и гора разрушится).

-Какой вывод мы можем сделать?

Вода при замерзании расширяется и разрушает горы.

Капитошка опять приглашает вас поиграть. Но сначала скажите, а вода в твердом виде бывает только в виде льда? (она бывает еще и в виде снежинок). Так вот Капитошка хочет вам подарить по такой красивой снежинке.

Подуйте на них, положите на голову и покружитесь. Педагог тихим голосом читает стихотворение, а дети выполняют движения.

Полночный снег он не спешит, Дети плавно поднимают руки

Он медленно идет. то вверх, то вниз.

Но знает снег, что все равно Дети наклоняются вниз и

Он где-то упадет. показывают на лежащий снег

И чем он медленней шагал, Дети шагают

Чем осторожней был,

Тем легче в темноте упал Дети приседают.

И нас не разбудил.

А теперь давайте вернемся в нашу лабораторию и посмотрим на формочки, в которых мы замораживали воду. Почему она получилась, то в виде зайчика, то в виде рыбки, то в виде бабочки? ( предположительные ответы детей: вода жидкая и она принимает форму того сосуда, в который ее наливают).

Попробуйте достать эти льдинки из формочек (если у детей ничего не получается, то педагог предлагает погрузить формочки

в горячую воду).

- Почему льдинки легко выпали? (ответы детей).

Какай же вывод мы можем сделать?

При замерзании лед расширяется, при нагревании уменьшается.

- Дети, а как вы думаете, что будет, если я в стакан с водой опущу камень? ( ответы детей: камни утонут, а вода выльется из стакана).

- Почему камни утонули? (они тяжелые).

- А если в воду положить лед, он тоже утонет? (ответы детей). Давайте проверим (дети погружают лед в стакан с водой). Лед не утонул. Почему?

Вывод: Лед легче воды, поэтому он не тонет.

Какой опыт был самым сложным? Трудно ли было найти правильное решение? Людям, каких профессий могут понадобиться подобные сведения и для чего? Хотите ли вы исследовать еще что-нибудь? Капитошка прощается с вами и просит вас написать ему письма, какие исследования вы бы хотели с ним провести, а на память он вам дарит эмблему «Капитошка».

Публикации по теме:

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»
Опубликовано: 14 июня 2013 в 07:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД