Папки-передвижки

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня

Ульяна Матвеева
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня

. рр., дизартрия

Содержание

I. Целевой раздел

3

1. 1. Пояснительная записка 3

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ 3

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы 4

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы 4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы 5

Публикация «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня» размещена в разделах

II. Содержательный раздел 5

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент) 5

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент) 7

2.2.1. Программа логопедической работы 7

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога 8

2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы 10

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент) 11

2.5. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ 11

2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 12

2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы 15

III.Организационный раздел

17

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 17

3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы 17

3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 20

3.2.2. Описание кадровых условий реализации Программы 20

3.3. Финансовые условия реализации Программы 20

3.4. Расписание занятий, примерный режим дня 20

3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия 21

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

Ребёнок посещает МБДОУ № 104 с 01.09.2016. В данный момент посещает подготовительную группу, в которой 24 воспитанника.

В 2018 г. Софье присвоен статус ребенка с ОВЗ. Рекомендованы занятия с логопедом, психологом.

В ходе проведенной специалистами ДОУ оценки индивидуального развития выявлены следующие результаты освоения образовательной программы :

Актуальное состояние (образовательные области)

Художественно-эстетическое развитие

Предметно - практическая деятельность.

- девочка недостаточно хорошо владеет навыками рисования карандашом, разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.);

- знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

- понимает доступные произведения искусства;

- умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;

- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов.

Музыкальное воспитание.

Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам. Имеет элементарные представления о видах искусства. Воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор. Сопереживает персонажам художественных произведений.

Речевое развитие

У Софьи отмечается активная речевая деятельность. Он активно вступает в диалог самостоятельно и по инициативе взрослого. Активно использует помощь взрослого. Обращенные инструкции понимает.

Словарный запас развит недостаточно. В речи присутствуют аграмматизмы. У девочки возникают трудности в образовании прилагательных от существительных, в согласовании числительных с существительными, в правильном употреблении предлогов. Связная речь развита на недостаточном уровне. Рассказ состоит из перечислений действий.

Слоговая структура не нарушена. Фонематический слух сформирован недостаточно. Единичные ошибки допускает при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками.

Требуется постановка и автоматизация сонорных звуков.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок :

- Соблюдает правила элементарной вежливости.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.

- Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

- Не проявляет умения работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

- Плохо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города.

- Снижен интерес к игре и к игрушкам.

- Не может сама или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.

- Неохотно стремится к самостоятельности.

Познавательное развитие

Ребенок :

- Считает (отсчитывает) в пределах 10;

- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы);

- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения;

- Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины;

- Плохо ориентируется на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);

- Не знает характерные особенности знакомых геометрических фигур

(круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, четырехугольник;

равенство, неравенство сторон);

- С трудом называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;

- Не знает дни недели, не устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определяет, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Физическое развитие

Физическое развитие соответствует возрасту.

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель:

Создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и развития личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Формирование произносительной стороны речи;

2. Формирование социально – коммуникативных навыков и умений ребёнка (развитие интереса к сверстникам, навыков и умений взаимодействия с детьми; развитие эмпатии; игровой деятельности).

3. Развитие психических процессов.

1.1.3 Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

1. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности при организации коррекционной работы с разными специалистами.

2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий, интеграция изучаемого материала в разные виды деятельности, в занятия разных специалистов, в домашние задания;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество организации с семьей;

6. Приобщение дошкольника к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Концентрическое наращивание содержания дошкольного образования во всех пяти образовательных областях; его возрастная и индивидуализированная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям слухоречевого развития).

9. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка

10. Взаимодействие специалистов; четкое распределение ответственных за реализацию направлений деятельности коррекционной работы между членами команды педагогов и родителями.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Виды образовательной деятельности Планируемые результаты

Речевое развитие Речь грамматически правильно оформлена. Сформированы правильные уклады шипящих и сонорных звуков.

Активно использует все поставленные звуки в связной речи.

Социально-коммуникативное развитие - умеет работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

- достаточно хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне.

- проявляет интерес к игре и к игрушкам.

- может сама или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.

- стремится к самостоятельности.

Познавательное развитие -хорошо ориентируется на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);

- знает характерные особенности знакомых геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, четырехугольник; равенство, неравенство сторон);

- Знает и называет части суток; имеет представление о их смене;

- знает дни недели, устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определяет, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Художественно-эстетическое развитие У ребенка сформированы навыки работы с бумагой, умеет складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка, работать по готовой выкройке. Умеет выполнять поделки из природного материала.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

Область Задача

Физическое воспитание Соответствует основной образовательной программе

Художественно-эстетическое Работать над восприятием художественной литературы.

Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику.

Работать над развитием восприятием музыки.

Работать над голосом.

Развивать чувство ритма.

Обучать правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках).

Речевое развитие Формировать произносительную сторону речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать связную речь, грамматический строй речи.

Познавательное развитие Развивать сенсорную сферу.

Формировать целостную картину мира, познавательно-исследовательскую деятельность.

Развивать математические представления.

Социально-коммуникативное Развивать игровую деятельность ребё нка:

- вовлекать в сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, оказывая помощь на этапе распределения ролей, в соблюдении ролевого поведения, правил игры;

- способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры ребёнка;

- развивать умения в режиссёрских играх, вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнёра.

Развивать умения делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности:

- стимулировать эмоционально-содержательное общение ребёнка со сверстниками;

- создавать условия для включения ребёнка в ситуативно-деловое общение со сверстниками в разных видах деятельности;

- поощрять инициативу в оказании помощи товарищам;

- развивать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Развивать интерес к сверстникам через:

- развитие умения воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них (посредством художественных произведений);

- развитие умения учитывать и понимать позицию партнёра, через развитие режиссёрской игры ребёнка.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения.

Методическое обеспечение

Е. А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.

Нищева Н. В Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Нищева Н. В Играйка 12. Маленькая хозяйка. Игры для развития речи, мышления, внимания.

Нищева Н. В Играйка 13. Соображайка. Игры для развития математических представлений.

Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребёнка старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых занятий логопеда с детьми старшей группы

Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада

Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Старшая группа.

Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Планирование работы, конспекты занятий, картотека игр.

Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развития математических представлений дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет).

Нищева Н. В. Развивающие сказки. Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика

Нищева Н. В. Играйка 1-13. Дидактические игры для развития речи дошкольников.

Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете.

Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Новые логопедические распевки.

Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп

Нищева Н. В. Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР

Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Учебно-методическое пособие.

Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.

Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит… Советы логопеда родителям дошкольников.

Родителям о речи ребёнка. Автор-составитель Нищева Н. В.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.

Ценина Н. Б. «Раз, два, три слоги повтори» учебно- игровой материал.

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)

2.2.1. Программа логопедической работы

Пояснительная записка

Логопедическое заключение: ОНР 3 ур. р. р., дизартрия

Цель работы: коррекция и совершенствование речи.

Формы работы Задачи работы Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы (краткая аннотация)

Индиви-дуальное

коррек-ционное

логопеди-ческое занятие 1. Коррекция произносительной стороны речи.

1.1. Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

1.2. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. 1.3. Сформировать правильные уклады сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

2.1. Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

2.2. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

3. Формирование грамматического строя речи

3.1 Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с

существительными в роде, числе, падеже.

3.2 Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых

форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном

числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами;

окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем

времени.

3.3 Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой

основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -

ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

4. Развитие связной речи

4.1 Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и

объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии

сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно

составленному плану.

4.2 Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика). Коррекционно-развивающая программа :

Н. В. Нищева. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)

Методические пособия:

Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп

Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Учебно-методическое пособие.

Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп.

Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции звукопроизношения.

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.

Расписание работы:

Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие Вторник – 10.55-11.10

Среда – 17.35-17.50

Консультации (родителей) Среда- 18.20-19.00

Консультации (педагогов) Вторник – 12.35-13.00

Пятница – 12.20-13.00

ПМПконсилиум согласно плану ПМПк

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога.

Пояснительная записка

Заключение по результатам психологического обследования: снижение познавательной деятельности.

Цель работы: развитие психических процессов.

Формы работы Задачи работы Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы (краткая аннотация)

Индивидуаль-ные занятия 1. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений.

1) Обучение классификации предметов и их объединению во множество

по трем-четырем признакам.

2) Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, расположения предмета

по отношению к себе. Обучение определению пространственного расположения между предметами. Обозначение пространственного расположения предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых,

наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия

по слову).

3) Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, семи-восьми предметных картинок, геометрических

фигур, пяти-семи неречевых звуков и слов).

2. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

1) Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и развития представлений об окружающей действительности,

а также умению представлять индуктивно-дедуктивные доказательства.

2) Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные

признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии.

3) Учить детей обобщать конкретные понятия с помощью родовых понятий, обобщать понятия через абстрактное

родовое понятие, обобщать понятия через выделение признаков различия и

сходства «Назови, какие бывают», («Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы» и т. п.).

4) Обучение мысленному установлению

связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до

целого», «Сложи картинку»).

5) Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, гимнастика).

Коррекционно-развивающая программа :

Н. В. Нищева. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.

Методические пособия:

Е. А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.

Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки.

Нищева Н. В. Развивающие сказки.

Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.

Нищева Н. В. Играйка3. Игры для развития речи дошкольников. Нищева Н. В. Играйка 4. Собирайка.

Нищева Н. В. Играйка 5.

Нищева Н. В. Играйка 7. Собирайка.

Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка.

Нищева Н. В Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у дошкольников.

Нищева Н. В Играйка 11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Нищева Н. В Играйка 12. Маленькая хозяйка. Игры для развития речи, мышления, внимания.

Нищева Н. В Играйка 13. Соображайка. Игры для развития математических представлений.

Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.

Расписание работы:

Индивидуальное занятие Понедельник 16.00-16.15

Консультации (родителей) Вторник 14.00-15.00

Четверг 17.30-18.30

Консультации (педагогов) Понедельник 13.00-14.00

Среда 13.00-14.00

Пятница 13.00-14.00

ПМПконсилиум согласно плану ПМПк

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (моторная алалия) .

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (ринолалия) 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и.

Индивидуальное логопедическое занятия «Автоматизация звука [Ш]» для старшего возраста ОНР 3 уровняИндивидуальное логопедическое занятия «Автоматизация звука [Ш]» для старшего возраста ОНР 3 уровня Цель – автоматизация звука [Ш] в словах, коротких фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять звук [Ш] в словах и коротких.

Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

Конспект открытого занятия «Дикие животные наших лесов» для детей с ОНР III уровня МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект НОД по логопедии в подготовительной к школе.

Конспект подгруппового занятия «Красная Шапочка идет в гости к бабушке» подготовительная группа для детей с ОНР 3 уровня Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами. Задачи: Обучающие: - стимулировать.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня «Звук [д]» Цели: •Образовательная: Учить четко произносить звук Д, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец, обучать звуковому анализу.

Подгрупповое занятие в 1 классе для детей с ОНР III-IV уровня «Дифференциация звуков [З]-[Ж] в слогах, словах и предложениях» Подгрупповое логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях». Занятие в 1 классе для детей.

Программа коррекции ОНР второго уровня В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 16:27
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД