МААМ-картинки

Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна

Наталья Григорьевна Алексеенко
Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11, муниципального образования Успенский район.

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп компенсирующей направленности на тему:

Активизация речи с ОНР посредством дидактического синквейна.

Подготовила:

воспитатель логопедической группы

МБДОУ детского сада комбинированного вида № 11,

Алексеенко Наталья Григорьевна

Активизация речи с ОНР посредством дидактического синквейна.

Публикация «Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна» размещена в разделах

1 слайд: Цель мастер-класса:

• Дать представление об использовании инновационной технологии развития речи «синквейн», о значении этой технологии в системе коррекционно-развивающей работе у детей с тяжелыми нарушениями речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейна.

2 слайд: Что такое «Синквейн»?

«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

3 слайд: Актуальность.

Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

4 слайд: Инновационность.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

5 слайд: Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово признак,

• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,

• владеть навыком обобщения,

• согласовывать слова в предложении,

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели.

6 слайд: На первом этапе работы.

• 1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);

• 2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

• 3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;

• Упражнение «Подбери схему к слову»

• Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.

7 слайд: На втором этапе.

• продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.

• 4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть

5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

8 слайд: Алгоритм написания синквейна.

• 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

• 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

• 3-я строка. Что делает? 3 глагола.

• 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

• 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

9 слайд: Вариативность в применении технологии синквейн.

Синквейн использую на занятиях

для закрепления изученной

лексической темы.

• 1. Береза.

• 2. Тонкая, белоствольная.

• 3. Растет, зеленеет, радует.

• 4. Береза — символ России.

• 5. Дерево.

10 слайд: На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

11 слайд: Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

1. Семья

2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется)

4. Предложение о семье, афоризм или пословица. Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью. Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная.

12 слайд: Синквейн, придуманные детьми:

1. Кто? Кукла

2. Какая? Красивая, Любимая

3. Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

4. Предложение. Моя кукла самая красивая

5. Ассоциация. Игрушка.

13 слайд: Синквейн – загадка.

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части ( например: дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить) :

1. ?

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

14 слайд: Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.

• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

• Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

• Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.

• Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.

• Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

• Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

• Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

• Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПМ (памяти, внимания, мышления).

15 лайд: Практическая часть.

— Совместная работа с педагогами

«Синквейн о синквейне»

• 1. Синквейн.

• 2. Творческий, активизирующий.

• 3. Развивает, обогащает, уточняет.

• 4. Синквейн помогает учиться.

• 5. Технология.

16 слайд: Вывод синквейна.

o Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

o Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

• Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

• Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

• Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной

• Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» Е. Н. Лукьянчикова, воспитатель.

Активизация речи детей в работе психолога В последние годы в детских садах растет число дошкольников с нарушением речевого развития. Психологическое развитие детей, имеющих нарушения.

Активизация речи посредством игровых технологий через театрализованную деятельность Конспект: «Активизация речи посредством игровых технологий, через театрализованную деятельность».Цель: развивать речь детей посредством.

Активизация эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки Успех образования детей дошкольного возраста определяется не только информированностью, но и желанием получить информацию и использовать.

Доклад «Активизация речи детей 4–5 лет» Какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы речевой аппарат дошкольника развивался правильно? Данную тему изучают специалисты различных.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ОНР посредством знакомства с нетрадиционными техниками ручного труда Конспект комплексного занятия по развитию связной речи у детей с ОНР посредством знакомства с нетрадиционными технологиями ХОРОВОД ОСЕННИХ.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Презентация «Развитие связной речи детей с ОНР посредством «Стигис-театрализации» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 14 ПЕР. ТОРГОВЫЙ, 3,с. Марьино, 352472,.

План по самообразованию «Активизация речи у детей 3–4 лет» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №8 «КАРАМЕЛЬКА» «План по самообразованию» Лабик Татьяна Сергеевна ТЕМА: «Активизация речи детей 3-4 лет» Сентябрь.

Развитие грамматического строя речи посредством экологических знаний для детей с ОНР Аннотация Грамматический строй в онтогенезе развития речи изучается ребенком независимо и самостоятельно, в процессе копированию речи тех,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация речи детей с ОНР посредством дидактического синквейна
Опубликовано: 24 января 2019 в 21:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД