Аналитический отчет воспитателя старшей логопедической группы о сформированности интегративных качеств у детей

Ирина Ивасенко
Аналитический отчет воспитателя старшей логопедической группы о сформированности интегративных качеств у детей

Ивасенко И. А.

Аналитический отчет о сформированности интегративных качеств у детей старшей логопедической группы № 4 за 2012-2013 год.

Списочный состав детей группы-15 человек: 9 мальчиков и 6 девочек, имеющих ОНР, 12 детей с 3 уровнем и 3 ребенка с 2-3 уровнем речевого развития.

Перед воспитателями логопедической группы стояли коррекционные задач:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения, поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4. Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях в бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

Мониторинг сформированности интегративных качеств у детей группы проводился в сентябре 2012 года и выявил следующие показатели:

-высокий уровень-27% (4 ребенка)

-средний уровень-60% (9детей)

-низкий уровень-13% (2 детей: Клявин Ваня и Ширяев Ярослав)

Под интегративными качествами понимаются системные образования, которые:

1. формируются в процессе освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования;

2. являются показателями его развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка и морально-нравственное развитие, интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта и др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, и др.) сферах;

3. способствуют самостоятельному решению ребенка жизненных задач (проблем, адекватных возрасту.

Для возникновения каждого интегративного качества требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

В соответствии с теоретико-методологической основой определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования приоритетными являются личностные качества, так как именно в дошкольном детстве закладывается базис личности.

Параметры планируемых итоговых результатов освоения программы

Интегративные качества ребенка

1

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками

Высокий уровень-33,3%

Средний уровень-46,7%

Низкий уровень-20%

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2

Любознательный, активный.

Высокий уровень-53,3%

Средний уровень-33,4%

Низкий уровень-13,3%

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3

Эмоционально отзывчивый.

Высокий уровень-40%

Средний уровень-46,7%

Низкий уровень-13,3%

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Высокий уровень-46,7%

Средний уровень-53,3%

Низкий уровень-0%

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.

5

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Высокий уровень-26,7%

Средний уровень-73,3%

Низкий уровень-0%

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре, в детском саду и др.)

6

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Высокий уровень-26,7%

Средний уровень-53,3%

Низкий уровень-20%

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Высокий уровень-46,7%

Средний уровень-53,3%

Низкий уровень-0%

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

8

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Высокий уровень-26,7%

Средний уровень-66,6%

Низкий уровень-6,7%

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Высокий уровень-33,4%

Средний уровень-53,3%

Низкий уровень-13,3%

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

В мониторинге отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности: высокий, средний, низкий уровни.

Мониторинг детского развития в МА ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 137 в группе № 4 (логопедической) проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют воспитатели группы, учитель-логопед. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится воспитателями, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Мониторинг освоения образовательной программы проводился воспитателями группы на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Образовательную программу «Школа 2100» за старшую группу освоили 87% детей группы (это 13 человек) и лишь 13% не освоили эту программу (2 ребенка).

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется воспитателями группы, учителем-логопедом. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности — эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

В ходе мониторинга детского развития воспитатель при участии учителя - логопеда заполняет таблицу.

Высокий уровень сформированности интегративных качеств у 40% -6 детей: Глибовицкая Маша, Кравчук Наташа, Лямина Даша, Трофимова Анна, Шкаликов Егор, Фирсова Лиза,

средний уровень- 46,7% -7 детей,

низкий- 13,3%-2 ребенка: Клявин Ваня, Ширяев Ярослав.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем:

- наблюдений за ребенком;

- бесед;

- экспертных оценок;

- тестов;

- анализа детских работ.

Мы не стремимся дать как можно больше знаний детям, научить их читать, писать, а пытаемся в разумных пределах и согласно возрастным особенностям:

• выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста;

• обеспечить ресурсы для самореализации детей, подготовке их к достижению жизненных успехов, приучить к самоконтролю и саморегуляции;

• содействовать передаче культурных традиций, опыта предшествующих поколений;

• обучить детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, подготовить к успешному осуществлению функций, соответствующих ролям, которые человек играет в обществе как гражданин государства, член семьи, профессиональной группы.

Результаты мониторинга доводим до сведения родителей в индивидуальном порядке. Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи-один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ОНР.

Нецеленаправленность или бессистемность работы родителей с детьми приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей у детей (Ярослав Ширяев, Тимофей Малинин, Олег Уткин).

С родителями проводилась коллективная работа (родительские собрания, консультации, индивидуальные формы работы (беседы, присутствие на занятиях воспитателя и учителя- логопеда, консультации, практикумы, где воспитатели и учитель - логопед демонстрируют приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, указывая, на что следует обратить внимание дома).Родителям даны рекомендации: продолжить работу над культурно-гигиеническими навыками; работу по овладению средствами общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о проделанной коррекционной работе в старшей логопедической группе за учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка» Аналитический отчет о.

Электронная книга для детей «Приключения Незнайки в цветочном городе» Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Аналитический отчет воспитателя старшей логопедической группы о сформированности интегративных качеств у детей
Опубликовано: 7 июля 2013 в 09:43
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...