Папки-передвижки

«Байкаловедение» (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)

Татьяна Литвиненко
«Байкаловедение» (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)

«Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал!»

Испокон веку все поражало человека в Байкале. Страх перед необузданными силами стихии и почтение к необычному водоему всегда испытывали как местное население, так и пришедшие в Прибайкалье русские. До сих пор многочисленная категория людей, чья деятельность связана с Байкалом, прибрежное население в мыслях и наяву обращаются к нему не иначе как к морю. «Житие протопопа Аввакума» донесло до нас красочное и прочувственное описание Байкала, сделанное автором по возвращении из ссылки в конце июля 1662 года:

Публикация «„Байкаловедение“ (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)» размещена в разделах

«. лотку починяя и парус скропав, чрез море пошли. Погода окинула на море, и мы гребми перегреблись: не больно о том месте широко, - или со сто, или с осмьдесят верст. Егда к берегу пристали, востала буря ветреная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около его горы высокие, утесы каменные и зело высоки, - двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, - все богоделанно. Птиц зело много, гусей и лебедей, - по морю, яко снег,плавают. Рыба в нем - осетры и таймени, стерледи и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем: по окиане- море большом, живучи на Мезени, таких не видел.»

Цели:

1. Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с природной достопримечательностью нашего региона – озером Байкал.

2. Развивать основы экологического сознания.

3. Бережное отношение к экосистеме озера.

4. Развивать эстетические чувства при восприятии красоты озера.

5. Воспитывать любовь к родному краю.

6. Формировать желание охранять и беречь уникальность экосистемы озера.

ЗАДАЧИ:

1. Формировать дифференцированные представления о байкальской воде как среде обитания растений и животных.

2. Систематизировать, углублять, обобщать знания о Байкале.

3. Развивать познавательный интерес к обитателям Байкала.

4. Дать представления об экосистеме озера (взаимосвязи растительного и животного мира).

5. Дать представления о труде людей на Байкале, воспитывать уважение

к людям труда.

6. Воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с Байкалом; желание слушать литературные произведения (стихи, сказки, легенды, загадки).

7. Дать знания об экологии озера, прогнозировать последствия негативного воздействия человека на экологию озера.

Объем представлений:

1. Закреплять знания о местонахождении озера Байкал на карте, его размерах, глубине;

о его названии.

2. Дать знания об особенностях климата: температура, влажность, ветры, их

направления, сила, скорость, влияющие на погоду.

3. Познакомить с зоопланктоном озера, крохотными животными (бактериями,

инфузориями) их строением, местом обитания, ролью в питании рачков, рыб, очищении байкальской воды и фитопланктоном – водорослями озера, глубиной их произрастания, потребности в свете, температуре. Знать роль водорослей в питании животных.

4. Познакомить с губками – фильтрами воды, их разновидностями, строением, местонахождением в озере.

5. Рассказать об эндемиках Байкала, знать некоторых из них - эпишура, голомянка, нерпа.

6. Знать некоторых рыб Байкала : омуль, хариус, сиг, бычки, живородящая голомянка.

7. Знать и называть насекомых Байкала (ручейники, комары-звонцы); птиц (серый

журавль, серая цапля, чомга или большая поганка).Отметить особенности питания, размножения в соответствии с сезонными изменениями.

8. Знать места обитания нерпы; пользу нерпы для человека; рост и развитие бельков; охрана нерпы.

9. Знать о профессиях людей на Байкале, их трудовой деятельности.

10. Знать правила поведения на Байкале.

Отношения:

Бережно относится к Байкалу, выполнять правила поведения, доступные природоохранительные акции вместе с родителями.

Учить выражать восторг, удивление, восхищение при изучении обитателей озера. Развивать эстетические восприятия, чувства при рассматривании природы озера

в альбомах, при просмотре слайдов, видеофильмов.

Проявлять устойчивый интерес к познанию уникальной экосистемы озера.

Знать стихи, сказки, загадки об обитателях Байкала.

Уважать труд взрослых разных профессий по охране озера, его изучению.

Вместе со взрослыми выполнять доступные природоохранительные акции.

Вывешивать плакаты в местах отдыха, призывающие беречь чистую байкальскую воду :

- Чистая вода не терпит мусора!

- Ни соринки в воде!

- Сбережем байкальскую воду для людей планеты!

- Вода Байкала – природное богатство Сибири!

- Сохраним чистоту озера навсегда!

Познавательные умения :

1. Уметь называть и показывать озеро Байкал на карте; отмечая его

уникальность (древнее, самое глубокое); называть качества воды.

2. Уметь определять животных эндемиков Байкала среди других.

3. В процессе познания растительного и животного мира Байкала в

определенной среде обитания экспериментировать и применять опыты, с помощью которых можно делать несложные «открытия».

4. Отражать знания о Байкале в небольших связных рассказах,

в изобразительной, музыкально-театрализованной деятельности.

Результаты работы :

1. Собран большой фактический материал по байкаловедению и родному краю, в группе действует и регулярно пополняется выставка «Край мой, Сибирский» : календарями,

открытками, книгами, картами, картинами, дисками, детскими работами (рисунками, поделками).

2. Подобран литературный материал (легенды, сказки, стихи, загадки) и литература об экосистеме Байкала.

3. Собраны и изготовлены дидактические игры экологического содержания.

4. Созданы интересные презентации для детского просмотра:

«Байкал – жемчужина Сибири

«Народы Прибайкалья»

«Лекарственные растения Сибири»

«Моя Бурятия»

«Животный и растительный мир Байкала»

«Байкальские эндемики»

• «Култук – моя «малая Родина»

5. Расширился кругозор детей, усилился их интерес к изучению природы.

6. Дети стали более бережнее относиться к окружающей среде, к природе родного края, проявляют чувство гордости и восхищения озером, проявляют устойчивый познавательный интерес к познанию обитателей озера, его экологии.

7. Для родителей оформлены консультации, памятки, листовки «Защитим Байкал»,

«Байкальские эндемики», «Животный и растительный мир Байкала» и другие.

8. Проведены мероприятия по темам - «Байкал – жемчужина Сибири», «Наш край,

Прибайкалье», «Народы Прибайкалья», «Моя Бурятия», КВН – «Байкал – живая лаборатория,

а мы защитники Байкала», занимательная викторина – «Байкал – сердце Сибири, ее достопримечательность».

Публикации по теме:

Комплексная НОД по краеведению в подготовительной группе «Озеро Ик» Комплексное НОД «Озеро Ик». Знакомство детей с родным краем (подготовительная группа) Цель: формировать основы экологического мировоззрения.

Педагогический проект «Сибирская сокровищница» Актуальность темы:Байкал - это всероссийская гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души наших пращуров, ни грядущие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Байкаловедение» (из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал)
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 17:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД