Папки-передвижки

Деловая игра с педагогами «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой»

Ирина Федосенко
Деловая игра с педагогами «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой»

Цель: формировать педагогическую компетентность педагогов в вопросе ознакомления детей с художественной литературой.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах ознакомления детей с художественной литературой.

2. Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

3. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Публикация «Деловая игра с педагогами „Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой“» размещена в разделах

Ход «Деловой игры» (Слайд 1)

Добрый день уважаемые коллеги. Приветствуем Вас на деловой игре «Методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой», в ходе которой Вам представится возможность поделиться своими знаниями и умениями в области ознакомления детей с художественной литературой, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. (Слайд 2)

Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Развивать способности к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения. Использовать современные методы и приёмы в воспитании грамотного читателя.

И сегодня об этих методах мы побеседуем в дружеской обстановке. Для того, чтобы начать нашу Деловую игру, предлагаю разделиться на три команды в соответствии с цветом жетона, который вы выбрали и придумать для своей команды название.

Начнем с разминки. (Слайд 3) Я буду задавать вопросы, а команды быстро, односложно отвечают «Да» или «Нет»

I Разминка:

•Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

•Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)

•Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

•Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

•Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)

•Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

•Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)

•Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного

произведения. (Да)

•Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет с названием метода и подбирают приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный

Чтение произведение

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Переходим к конкурсам, которые основаны на 2х методиках, наиболее популярных в наше время. Выполняя эти конкурсные задания, кто-то из педагогов систематизирует свои знания, а кто-то узнает новое для себя. Причем, подобные конкурсы интересны, как для педагогов, так и для детей.

(Слайд 4)

II Методика ТРИЗ способствует формированию связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитию творческих способностей.

(Слайд 5)

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала” (3 картинки)

Цель игры: развивать у дошкольников наблюдательность, сообразительность, умение выделять существенные признаки.

В ходе этой игры у детей развивается наблюдательность, сообразительность, умение воспринимать и анализировать тест. (Слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11)

«Новая сказка» (Слайд 12)

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные

объекты, сформировать умение составлять сказочный текст

III Мнемотехника

В основе следующих конкурсов лежит методика мнемотехники.

Еще К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

(Слайд 13)

Мнемотехника - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, (Слайд14) последовательно переходить к мнемодорожкам, (Слайд 15) и позже - к мнемотаблицам. (Слайд 16)

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы хорошо ипользовать при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

1. Заучивание стихотворения (Слайд 17)

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого, используя графическое изображение, надо по памяти воспроизвести стихотворение целиком.

«Песенка шмеля»

Я большой мохнатый шмель,

Разбудил меня апрель.

Звонкими ручьями,

Жаркими лучами.

Я летаю, я жужжу,

Над поляною кружу.

Яркий выберу цветок

Буду пить душистый сок

2. Загадки: (Слайд 18)

•Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

(Слайд 19)

•Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Еж)

(Слайд 20)

•Кругла, а не мяч

Желта, а не солнце

С хвостом, а не мышь. (Репа)

3. Составление рассказа (Слайд 21)

Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом помогают выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

• «Дары осени» Таня спросила у мамы, какое у неё любимое время года? «Осень» - ответила мама. Почему осень? – спросила Таня. Ведь осенью становится холодно, всё небо в тучах и часто идёт дождь. Осенью становится грязно, на земле много луж. Мама ответила: осень красна дарами. Осенью в саду поспевают фрукты: яблоки, груши, сливы, а в огороде – овощи: капуста, морковка, кабачки, картошка, свёкла. Люди из овощей и фруктов делают заготовки в банках и радуют себя зимой вкусными компотами, вареньем и соленьем.

• «Поздняя осень» Наступила поздняя осень. Солнце уже не так ярко светит и не так сильно пригревает, как летом. Стало холодно. Часто идёт дождь. Люди надевают тёплые куртки, шапки, шарфы и сапоги. Они берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя. Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми. Они опадают с деревьев и покрывают землю разноцветным ковром. В лесу созревают ягоды и грибы. Звери и птицы готовятся к зиме. Белка запасает орехи в дупле, заяц меняет шубку серую на белую, а медведь укладывается спать в берлогу. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг.

• «В лес за грибами» Пошли как-то дети в лес за грибами. Взяли они с собой большие корзинки. Идут по лесу, да только ни одного гриба не видят. Вдруг увидели красивый красный гриб с белыми пятнышками. Обрадовались! Только собрались сорвать его и в корзинки положить, а белочка, которая на ветке сидела и все видела, им говорит: «Красивый гриб мухомор, да только несъедобный. Нельзя его рвать, он ядовитый». Пошли дети дальше и под елкой нашли гриб-боровик, а на лесной полянке набрали много грибов маслят.

IV Подведение итогов (Слайд 22)

Прикреплённые файлы:

delovaja-igra_ld80s.pptx | 1462,87 Кб
 
Публикации по теме:

Контрольная для взрослых .

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра с педагогами «Методы и приемы ознакомления дошкольников с детской художественной литературой»
Опубликовано: 5 марта 2015 в 20:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД