МААМ-картинки

Дети с РАС. Особенности коммуникации

Анна Дмитриева
Дети с РАС. Особенности коммуникации

Дети с РАС. Особенности коммуникации.

Коммуникация является важнейшей потребностью любого человека, не зависимо от того, умеет человек разговаривать или нет. Снизить нежелательное поведение, а также повысить позитивную самооценку возможно при помощи овладения умения выражать собственное мнение и влиять на окружающую среду.

Что такое коммуникация? Коммуникация – это обмен сообщениями, знаками и информацией между двумя или более личностями. Коммуникация возможна в виде картинок, написанных слов, жестов, различных электронных устройств. Также коммуникация бывает вербальной (это речь) и невербальной (это положение тела, тембр голоса, жесты). Следует отметить, что невербальная коммуникация важна при восприятии сообщения.

Публикация «Дети с РАС, Особенности коммуникации» размещена в разделах

Выделяются виды коммуникации : рецептивная (то, что человек понимает и воспринимает) и экспрессивная (то, что человек выражает). Для процесса коммуникации необходим партнер (оппонент).

У детей с расстройством аутистического спектра одним из ключевых дефицитов являются трудности в коммуникации (вербальной и невербальной). Развитие процесса коммуникации у детей с аутизмом происходит различно с нормотипичными сверстниками. Развитие коммуникации происходит медленно и неравномерно, с опережением или отставанием в различных аспектах.

Для коммуникации и способов общения дети с РАС могут использовать слова и выражения, ранее услышанных фраз (эхолалия, у детей наблюдаются трудности в развитии невербальной коммуникации, таких как использование малого количества жестов, отведение взгляда от партнера, сложная интерпретация жестов и выражений лиц других людей).

Также у детей с РАС часто встречается трудности в понимании высказываний других людей, складывается ощущение, что «ребенок не слышит», реагирует только на часть высказывания, воспринимает все как сказано, буквально. Различные трудности в коммуникации приводят к появлению высокочастотного нежелательного поведения, таким образом, ребенок с аутизмом пытается что-то сообщить или попросить. Но, не имея навыков развитой коммуникации, добивается теми методами, которые были эффективны ранее: кричит, убегает, скидывает вещи со стола и другое. Современные исследования дали результаты, что дети с РАС хотят общаться, но не знают в большинстве случаев как это делать. Программы, разработанные для развития коммуникации детей с РАС доказали эффективность и способствовали развитию коммуникации маловербальных и невербальных детей.

У детей с РАС отмечаются трудности с инициативой и поддержанием общения, коммуникации и понимания сообщений. Поэтому взрослым необходимо адаптировать собственную речь во время общения с ребенком с аутизмом. Яркая, насыщенная, сложносочиненная речь может восприниматься детьми с РАС как проявление шума, им приходится делать большие усилия для фильтрации и понимания сказанного.

При общении и процессе коммуникации с ребенком с РАС необходимо придерживаться некоторых рекомендаций, таких как адаптация собственной речи, предоставление ребенку большего времени на обработку информации, предоставление возможности ребенку увидеть лицо и эмоции взрослого в процессе общения, использование жестов и других визуальных поддержек, использование речевой фразы «сначала-потом», поддержание определенного распорядка и расписания, не сочетать в одной фразе вопрос и утверждение, обязательно обращение к ребенку для создания контакта, подкрепление попыток адекватной коммуникации посредством игр, любимой активности или игрушек.

Для эффективного развития процесса коммуникации используется альтернативная коммуникация, необходимая для людей с проблемами с вербальной речью, неразборчивостью слов, при наличии физических ограничений в использовании голоса. Также используется аугментативная (дополнительная) коммуникация, но она может использоваться вместе с вербальной речью.

Использование альтернативной коммуникации не вредит и не тормозит развитие вербальной речи у ребенка, это лишь дополнительная поддержка коммуникации. Ребенок также слышит обращенную речь и начинает понимать ее, а это важный шаг на пути развития коммуникации. Также исследования показывают, что использование жестов благотворно влияет на развитие речи у нормотипичных детей. Альтернативная и дополнительная коммуникация – единственный способ самовыражения для детей, у которых вербальная речь используется в очень ограниченном объеме.

Визуальное восприятие является у большинства детей с РАС сильной стороной, на этой основе разработаны различные способы обучения коммуникации, языку и речи. Выделяют высокотехнологичные устройства для коммуникации (специальные коммуникаторы, ПО для планшетов и компьютеров) и низкотехнологичные устройства для коммуникации (карточки для ответов, коммуникативные карточки программы PECS). У устройств первого вида больше преимуществ, при правильном и грамотном использовании, но если технические устройства используются детьми только для игр, то может появиться трудность в использовании планшета или компьютера как средства для коммуникации. При выборе средства коммуникации необходимо учитывать индивидуальные особенности и коммуникативные потребности детей с РАС, а также провести оценку коммуникации.

Понимание особенностей коммуникации ребенка, проведение оценки коммуникации и специальная работа, направленная на развитие коммуникации, являются важнейшими профессиональными задачами.

Публикации по теме:

Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка».Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.

НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы».НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы». НОД в старшей группе по коммуникации на тему "Зимние забавы". Программное содержание: 1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса»План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети с РАС. Особенности коммуникации
Опубликовано: 11 января 2021 в 19:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД