Детско-родительский образовательный проект «Перелетные птицы» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Елизавета Савилова
Детско-родительский образовательный проект «Перелетные птицы» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна,

учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна,

учитель-логопед Серова Фрида Леонидовна.

Пояснительная записка.

Обучение и развитие детей с общим недоразвитием речи на сегодняшний день является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Педагоги, работая с дошкольниками имеющими нарушение речи, стремятся искать, разрабатывать и использовать новейшие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса.

Одной из инновационной педагогической технологий в наши дни стал метод проектов.

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку с общим недоразвитием речи возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Основой непосредственной образовательной деятельности является проблема, при работе с которой необходимо следующее:

- иметь несколько вариантов решения;

- уметь разрабатывать новые средства и способы решения проблемы;

- строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.

Проект отражает комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы, на основе которой формируются и уточняются представления детей об окружающем мире, расширяется кругозор, развиваются психические, познавательные процессы, а так же направлены на развитие артикуляционной и тонкой моторики, произношения и связной речи.

Учитель-логопед работает в тесной взаимосвязи с родителями, воспитателями, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем, что способствует у детей с общим недоразвитием речи формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Мы предлагаем вашему вниманию детско-родительский образовательный проект «Перелетные птицы» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Развитие познавательных и творческих способностей детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: недельный.

Участники: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, родители, дети подготовительной к школе логопедической группы.

Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Актуальность: дети с общим недоразвитием речи в недостаточной степени имеют представление о перелётных птицах. Участие детей в проекте «Перелётные птицы» позволит максимально обогатить знания и представления детей о внешнем виде птиц, особенностях и образе их жизни; пополнить и активизировать словарный запас по теме; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность; научиться сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Цель: создать условия для коррекции недостатков речи, развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Перелётные птицы».

Задачи:

• обогатить представление о внешнем виде, особенностях и образе жизни

перелётных птиц;

• обогатить и активизировать словарь точными глаголами, именами

существительными и прилагательными;

• развивать связную речь через составление полных ответов на вопросы,

подготавливая их к пересказу текста;

• воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;

• закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

• развивать коммуникативные качества воспитанников для успешной социализации

и дальнейшего обучения в школе;

• воспитывать любовь к родной природе.

Основные направления реализации проекта:

• составление недельного плана работы;

• развлечение «Прилетают, прилетели…»;

• домашнее задание для детей и родителей: изготовление и установка скворечника.

Предварительная работа:

• поисковая работа по подбору иллюстративного и фотоматериала по теме «Перелётные птицы»;

• рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871);

• чтение: С. Воронин «Девять белых лебедей», Г. Снигирев «Скворец, Ласточка», Л. Н. Толстой «Воробей и ласточка», Н. Сладков «Птицы весну принесли».

• чтение стихов русских поэтов и загадок о перелётных птицах;

•прослушивание музыкального фрагмента: П. И. Чайковского «Песня жаворонка», муз. Е. Тиличевой «Пришла весна», муз. С. Захаравой «Мы Весну-красну зовем».

• подвижные игры: «Аист», «Цапля», «Гуси-гуси», «Веснянка»

• разучивание пальчиковой гимнастики: «Ласточка», «Птички песенку поют», «Перелетные птицы» .

• разучивание стихов русских поэтов: В. А. Жуковский «Жаворонок», А. Барто «Верба», А. Толстой «Тает снег».

• дидактические игры: «Четвертый лишний», лото «Птицы», «Узнай по силуэту», «Найди отличия», «Звуковая дорожка».

• изготовление и вывешивание скворечников;

• разработка папки-копилки «Птицы – наши друзья».

Обеспечение:

• дидактические настольно-печатные игры,

• специальная методическая литература,

• аудио- и видеозаписи по теме,

• репродукция картины.

Предполагаемый результат:

• знать и называть перелётных птиц;

• находить сходства и различия по нескольким признакам, сравнивая особенности

внешнего вида, жизненных проявлений, повадок птиц и приспособления их к

среде обитания;

• развивать слуховое внимание при прослушивании звуков природы, музыкальных

произведений;

• составлять описательный рассказ о птицах с использованием опорного плана-схемы;

• знать загадки о птицах, наблюдать их на прогулке;

• уметь совместно с родителями находить интересные сюжеты для создания фотоальбома «Перелётные птицы», подбирать интересный познавательный материал по теме.

Продукт проектной деятельности:

• изготовление совместно с родителями скворечников и развешивание их на деревьях.

Презентация проекта:

• развлечение «Прилетают, прилетели …».

Развлечение «Прилетают, прилетели…»

для детей логопедической группы старшего возраста с общим недоразвитием речи.

Цель. Обогащать представления детей о весенних явлениях живой природы.

Задачи. Активизировать словарь. Развивать слуховое внимание и память, силу и громкость голоса. Развивать диалогическую и монологическую речь, творческое воображение. Закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Развивать навыки самоконтроля за речью. Воспитывать чувство сопереживания и бережного отношения к живой природе.

Оборудование. Фонограмма «Звуки леса и голоса птиц»; макеты деревьев с гнёздами; таблицы звуковых схем с названиями перелётных птиц; вырезанные силуэты птиц: грач, снегирь, ласточка, жаворонок, кукушка; магнитная доска с кроссвордом, буквы на магнитах для решения кроссворда; природный материал для изготовления птиц.

Ведущий, Птица, дети в костюмах скворца и аиста.

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение.

Ведущий. Дети, чтобы у нас было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.

Звучит лёгкая музыка, пение птиц.

Влетает птица.

Птица. Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я хочу пригласить вас в свой сказочный весенний лес! Там вас ждут необыкновенные приключения.

Упражнение на дыхание.

Ведущий. Сначала мы подышим свежим весенним воздухом.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом –

Мы подуем высоко, Поднять руки вверх, подуть.

Мы подуем низко, Вытянуть руки перед собой присесть и подуть.

Мы подуем далеко, Держать руки перед собой, наклон вперёд, подуть.

Мы подуем близко. Руки на груди, подуть на них.

Ведущий. Птицы прилетают весной – это перелётные птицы.

Назовите родственные слова к слову ПТИЦА. – Птичка, птичий, пташка, птаха, птицелов, птичница, птенчик, птенец.

Ведущий. Птица нас зовёт в свой весенний лес. А вот и тропинка. Торопитесь.

По тропинке мы идём,

Дружно песенку поём.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки,

Тишина в лесу, покой.

Вот и водоём лесной.

Ведущий. Здесь много разных птиц, они уже вернулись из дальних тёплых краёв.

Птица. Здесь живут водоплавающие птицы. Назовите их.

Я превращаю вас в цапель. Поиграем.

Цапля ноги поднимает,

Ничего не понимает.

И весь день среди ракит

На одной ноге стоит.

Дети выполняют движения.

Птица. А теперь вы – уточки, присядьте и пройдите вперевалочку, крякайте.

Дети выполняют движения.

Птица. Превращаю всех в гусей.

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Дети выполняют движения.

Птица. На лесное озеро прилетел кормиться аист.

Птица. -Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист читает стихи и показывает движения, дети повторяют.

Аист. - Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придёшь домой. (И. Токмакова)

Птица. Самые красивые перелётные птицы – лебеди.

Мощные расправив крылья,

Лебедь над водой парит,

Изогнув изящно шею,

Как волшебное виденье,

По поверхности скользит.

И на солнце оперенье,

Словно снежное, блестит.

Покажем, какие они величественные.

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Дети выполняют движения.

Ведущий.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали,

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом опять пойдём.

Дети садятся на ковёр.

Ведущий. Это не простая поляна, а звуковая. Если в лесу сидеть тихо-тихо, то мы услышим лесные голоса. Закройте глаза и прислушайтесь.

Звучат голоса птиц и звуки леса (стучит дятел, кукует кукушка, щебечут птицы, журчит ручей, шелестит листва, квакают лягушки).

Птица. Кто что услышал? Назовите.

Ведущий. Продолжаем прогулку.

Вновь под ветками прошли,

В чащу леса мы зашли.

А в лесу среди стволов

Слышно много голосов:

Птица к дереву летит,

Громко крыльями шуршит:

- Ш-ш-ш-ш-ш.

Ведущий. Птицы летят в свои гнёзда. Смотрите, как много здесь птичьих гнёзд.

На каждом гнезде загадка, посмотрите на схемы слов, и вы узнаете, чей это дом.

На деревьях гнёзда со звуковыми схемами, изображающими названия птиц: грач, снегирь, кукушка, ласточка, жаворонок.

Птица. Я помогу вам узнать, где, чей дом. Отгадайте загадки.

Чёрный, проворный,

Кричит «крак».

Червякам – враг. (Грач)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? … (У снегиря)

Эта птица никогда

Для птенцов не вьёт гнезда. (Кукушка)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Ведущий. Какая птица лишняя, почему? (Снегирь – зимующая птица, а остальные - перелётные).

Птица. Для чего птицам нужны гнёзда?

Птицы вьют гнёзда, чтобы выводить и защищать своих птенцов.

Ведущий. Смотрите, прилетел коршун. Это хищная птица.

Игра «Коршун и птицы»

Птица стоит в начале колонны и защищает птенчиков от коршуна.

Дети держатся друг за друга и стараются не попадаться в когти коршуна.

Кого коршун заденет, тот выбывает из игры.

Ведущий. Какие ловкие и быстрые птицы, вы умеете спасаться от злого коршуна.

Идём дальше.

Вновь под ветками прошли

К быстрой речке подошли.

Нам надо перебраться на другой берег.

Чтобы перейти речку, нам надо разгадать кроссворд.

Решают кроссворд (аист, кукушка, жаворонок, иволга, журавль, скворец, цапля).

А * С *

К * * * * * *

Ж * В * * * * * *

И * О * * *

Ж * Р * * * *

* * * * * Е *

Ц * * * *

Выбегает Скворец.

Скворец

Прилетел скворец домой

В свой скворечник – дом родной!

Чёрненькие перышки

Чистит клювом скворушка.

Скворец. У меня для вас есть письмо. Хотите узнать, что там, прочитайте.

Ведущий. Ребята, скворцы хотят узнать, кто настоящие друзья птиц.

Они прислали вопросы викторины.

Нужно правильно ответить на все вопросы, тогда птицы не будут нас бояться и поймут, что мы их любим.

1. Как называется домик для птицы, которая весной прилетает в родные края?

2. Назовите водоплавающих перелётных птиц.

3. Какую пользу людям приносят перелётные птицы?

4. О каких птицах говорится: «Прекрасные, гордые и сохраняют пары на всю

жизнь»?

5. Эти маленькие птички значительную часть жизни проводят в воздухе.

Даже пьют на лету, проносясь над поверхностью воды и черпая её клювом.

Назовите этих птиц?

6. Какая птица не вьёт своего гнезда, а яйца подкидывает в чужие гнёзда?

Ведущий. Вы правильно отвечали, молодцы!

Но здесь ещё есть одно задание: нужно рассказать скороговорку.

Гусеница цепко

Цепляется за ветку.

От скворцов скрывается,

Ей скворцы не нравятся.

Ведущий. Мы гуляли в лесу. Здесь легко можно заблудиться.

Дети, мы сейчас в лесу,

Мы кричим: Ау! АУ!

Зачем мы кричим «Ау!»?

Как нужно кричать? – Громко.

Покажите.

А если тихо кричать, вас кто-нибудь услышит?

Мальчики покричите громко, а девочки – тихо. И наоборот.

Вот и подходит к концу наша прогулка. Пора возвращаться в детский сад.

Птица. Вам понравилось в весеннем лесу?

Я подарю вам лесные дары: палочки, шишки, жёлуди и перья.

Вы можете сделать из них птиц.

Я прощаюсь с вами, обязательно приглашу вас в лес летом.

Использованная литература.

1. Даренских С. И., Балина О. В., Дегтярёва Е. Б. Конспекты занятий для старших дошкольников с ОНР. / С. И. Даренских. // Логопед №4, 2009, с. 70.

2. Куликовская Т. А. Что мы знаем о птицах?: Альбом упражнений по развитию речи у детей 5-7 лет/ Т. А. Куликовская. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 32 с.

3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с., ил. – (Серия.: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

4. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОИ и Д», 2000. – 96 с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи).

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

В сказочном лесу. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Авторы-составители: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Серова Фрида.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Детско-родительский образовательный проект «Перелетные птицы» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 19:22
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...