Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников в рамках музейной педагогики

Марина Мухаматшина
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников в рамках музейной педагогики

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Нравственно- патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста.

В этом возрасте мы начинаем прививать ребенку любовь к своему дому, семье, детскому саду, фольклору, народной игрушке.

Если говорить о возможностях музейной педагогики в этом возрасте, то можно предложить организацию таких мини-музеев, как «Моя семья», «У бабушки в деревне», «Птичий двор», «В гостях у сказки», «Народные игрушки - Матрёшкины подружки» и т. д.

Все эти мини-музеи будут решать, в том числе, и задачи нравственно-патриотического воспитания.

Тема «Я, моя семья, мой дом»

По этой теме могут быть предложены следующие дидактические игры:

• Игровые макеты. Макеты могут быть разной тематики: «Бабушкино подворье», «Мой дом», «У бабушки в деревне». Используются макеты для самостоятельной игровой деятельности детей. Дети переставляют фигурки людей и животных, играют с ними,учатся различать и называть их. Таким образом у детей развивается интерес к живой природе, любовь к родному краю.

• с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения». С помощью этих игр мы воспитываем у детей любовь к родителям, уважение к старшим; дети учатся играть вместе, быть доброжелательными друг к другу.

• Пальчиковый театр – «Моя семья». Он позволяет не только закрепить родственные отношения, но и развивает диалогическую речь детей.

• Развивающие книжки «Моя семья». Это своеобразный тренажер для развития мелкой моторики и сюжетно-ролевых игр. Каждая страничка в книжке выполняет свою роль: это может быть прихожая, ванная, кухня, спальня. Такие книжки могут быть сделаны как для девочек, так и для мальчиков. На слайдах приведены примеры страничек таких книжек. Девочки могут приготовить суп,уложить куклу спать или накормить обедом. Постирать одежду, накрыть стол для гостей. А мальчики могут представить себя в роли папы: пойти в гараж отремонтировать машину или поучаствовать в гонках.

• Развивающие коврики. Они выполняют туже роль, что и книжки. Тема может быть любая: «Едем в гости к бабушке», «По дороге в лес». Дети учатся самостоятельно придумывать различные истории, новые правила игры и последовательность действий.

• Д/и «Семейные увлечения». Эта игра выполнена в виде черепахи, поверхность которой разделяется на сектора. В каждом секторе определенная игра. Фигурки для игр крепятся разными способами: кнопки, липучки, пуговицы. В центре лица членов семьи. Ребенок называет членов семьи и играет с ними. Например, идет с дедушкой на рыбалку, помогает папе построить дом, собирает букет для мамы, с бабушкой вышивает коврик.

• Лэпбук «Моя семья». Он может включать в себя различные игры: Помоги бабушке посадить и собрать урожай, Поможем папе починить инструменты, Помогаем маме накрыть на стол, Игра «Где чей дом», «Наряди куклу». Лэпбук позволяет закрепить знания о семье,о членах семьи и их отличительных особенностях. Он может использоваться как для индивидуальных занятий, так и для групповых.

«Семейное древо». У нас в группе совместно с родителями был реализован проект «Моя родословная». Родители с удовольствием сделали свое семейное древо. Была оформлена выставка. Детям очень нравится рассматривать деревья, играть с ними, на фотографиях узнавать и называть своих маму и папу и других родственников.

Тема: «Детский сад»

По этой теме мы можем предложить следующие игры:

• Игра «Мой детский сад» По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. Учатся ориентироваться в пространстве группы.

• Игра «Наши праздники»- Детям предлагаются иллюстрации с изображением различных праздников. Малыши учатся узнавать и назвать праздник, учатся поздравлять именинника с днем Рождения и такими праздниками как «Новый год», «23 Февраля», «Мамин день». Учимся петь песни, рассказывать стихи, водить хороводы.

• Игровые макеты. По теме «Детский сад» можно также изготовить игровые макеты, например, «Детская площадка», «По дороге в детский сад». Дети учатся самостоятельно играть, закрепляют правила поведения. У них формируются коммуникативные навыки, интерес к окружающему миру.

• Лэпбук «Мой любимый детский сад». В него могут входить такие игры: «Уроки Мойдодыра», «Одень куклу Катю на прогулку», игра «Что нельзя приносить с собой в детский сад»,игра «Мое настроение», «Почини игрушку», «Каждой игрушке свое место» и другие.

Тема «Знакомство с фольклором»– ещё одна задача нравственно-патриотического воспитания, которая в рамках музейной педагогики может решаться с помощю музея сказки или музея какого-то одного сказочного героя. - «Музей Колобка», «Музей курочки Рябы» и т. д.

Музейная игротека может включать:

игры-потешки («Водичка- водичка», пальчиковые игры по потешкам. Хороводные игры. Ведь произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа.

• Иллюстрации к сказкам и задания к этим иллюстрациям. Это еще одна из разновидностей дидактической игры. Дети учатся с помощью взрослого пересказывать русские народные сказки. Задания могут быть разными: -Расскажи, какие животные встретились колобку на пути? -Кто разбил золотое яичко? –Помоги колобку убежать от лисы. –Расскажи,что было сначала, что потом.

• Театры по сказкам. Театры могут быть разных видов- театр на ложках, театр на лопатках, театр помпонов, перчаточный театр, пальчиковый театр. У нас в группе с помощью родителей создано много разных видов театров, которые мы используем в своей повседневной деятельности.

• Народные игрушки (матрешка, филимоновская и дымковская игрушка) и игры к ним – «Укрась игрушку», (Подбери узор), «Подбери заплатку».

Это были примерные игры, с помощью которых могут решаться задачи нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста средствами мини- музеев.

Прикреплённые файлы:

d-i-k-seminaru_vg6dj.pptx | 9582,88 Кб | Скачан: 4
 
Публикации по теме:

Дидактические игры для ознакомления младших дошкольников с растениями, овощами и фруктами Игра - ведущая деятельность дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие прежде всего потому, что игре присуща воображаемая.

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию Дидактический материал 1. Дидактическая игра «Из чего построен дом». Цель: совершенствовать знания строительных материалов, о том из чего.

Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет «Мой город» Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей 6–7 лет "Да-нет" Цель: развивать связную речь; закрепить знания о достопримечательностях.

Конспект итогового занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках проекта «Чтобы помнили»Конспект итогового занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках проекта «Чтобы помнили» Тема:"Героическое прошлое русских людей". Цель: Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких. Задачи: •.

Лэпбук по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковЛэпбук по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Наглядным примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны помочь формировать.

Дидактические игры для младших дошкольников «Весёлые ладошки», «Музыкальный зонтик»Дидактические игры для младших дошкольников «Весёлые ладошки», «Музыкальный зонтик» Весёлые ладошки Младший возраст Цель: Учить детей определять характер музыки (что делают ладошки: спят, гуляют или пляшут, Задачи: выполнять.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Экология
Автор публикации:
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для младших дошкольников в рамках музейной педагогики
Опубликовано: 13 марта 2018 в 19:36
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий «Праздник пап»
Летнее время самое прекрасное время, когда можно все праздники и развлечения проводить на улице. Задачи: • Привлечение семей воспитанников к участию в...
Консультация для родителей «Мама, я сам!»
Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам( а! " - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти из дома или...
Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью...
Хочу представить продолжение моей работы по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники...
Туристический поход с детьми старшей группы
МБДОУ д/с №8 “Золотой петушок” Конспект-разработка туристического похода с детьми старшей группы. Разработала Инструктор ФК Рыбальченко Н. С. Утвердила...
Детский проект «Танец одного народа?!»
• постановка темы ( проблемы) ; • актуальность темы ( проблемы) проекта; • цель и задачи ( задачи каждого этапа проекта) ; • обоснование способа решения...