Светлана Провоторова
Дидактическая игра для ознакомления детей со звуковой стороной слова «Звуковые часики»
Дошкольный возраст имеет важнейшее значение для речевого развития. Это период интенсивного ознакомления детей со словом – его смысловой и звуковой стороной.
Со смысловой стороной слова ребёнка знакомят с младенчества через общение со взрослым. В будущем, потребуются чёткие знания детей о слове, как о звучащем явлении, потребуется знание основного принципа звукового строения слова. Слово звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно.
Публикация «Дидактическая игра для ознакомления детей со звуковой стороной слова „Звуковые часики“» размещена в разделах
Задача логопеда – заинтересовать ребёнка и с помощью игр и упражнений доступно ввести в сложную новую для него языковую область, где он получит начальные представления о звуковом процессе, начальные знания о звуковой форме слова.
«Звуковые часики»
Часики идут,
Стрелочки бегут!
Часы не золотые,
А просто звуковые!
Цель:
Развивать фонематическое восприятие.
Вызвать интерес к слову, его звучанию, красочности, образности. Наглядно продемонстрировать звучание слова : разности и схожести звучания слов.
Помочь уяснить, что слова состоят из звучащих элементов – звуков. Учить контролировать собственное произнесение слов, наблюдать за участием своего голоса отдельных слов и звуков в них, самостоятельно выделять голосом поочерёдно все звуки с целью установления последовательного звучания их в слове, а затем, наблюдать за изменением звучания самого слова.
Наглядный материал:
Изображение часов со стрелками. На циферблате расположены картинки-слова : коса-коза, мишка-мышка, мак-рак, катушка-кадушка, трава-дрова, кит-кот.
Игровые задания:
«Найди картинки и проговори слова»
Ребёнку предлагается повторить за логопедом по два слова, найти их на циферблате и определить, похожи слова по звучанию или нет.
«Дружные стрелочки»
Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображённые на циферблате и соединить стрелками те из них, названия которых звучат похоже
«Внимательные ушки»
Ребёнку предлагается внимательно послушать слова, а затем повторить только слова сходные по звучанию. Обозначить стрелками. Количество слов изменяется в зависимости от возможностей детей.
«Картинка потерялась»
Логопед чётко произносит слово и просит ребёнка повторить его и найти на циферблате, затем найти сходное по звучанию слово.
Проговори слова внимательно,
Стрелочки поверни правильно!