Анджела Рахматулина
Дидактическая познавательно-развивающая игра «Наши природные помощники — солнце, ветер, вода»
Хочу предложить вашему вниманию, сделанное своими руками пособие:
дидактическую познавательную игру «Наши природные помощники- солнце, ветер и вода»
Предпосылки: обогащение предметно – развивающей среды и пополнение уголка по познавательно – исследовательской деятельности.
Вид: учебно – методического пособия : познавательно – развивающая игра.
Публикация «Дидактическая познавательно-развивающая игра „Наши природные помощники — солнце, ветер, вода“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Солнце, солнышко
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Темочки
Предназначена для детей 5- 7 лет.
Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, становление мировидения ребенка, его личностный рост, формирование умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты исследований.
Задачи:
- расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями;
- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развивать представления о некоторых факторах окружающей среды (свет, воздух, вода; изменчивость, переход в различные состояния, их отличия друг от друга, состав и сила);
- развивать эмоционально- ценностное отношение детей к окружающему миру;
- развитие у детей умственных способностей: развитие мыслительных процессов (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формирование способов познания путем сенсорного анализа;
- социально- личностное развитие, развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.
Актуальность:
Дети- дошкольники по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно исследовательское поведение создает условие для того, чтобы психологическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития, фундамент интеллектуального богатства личности дошкольников. Познавательный интерес ребенка проявляется в желании узнать новое о свойствах и качествах предметов, понять существующие между ними связи и отношения. В процессе познавательной деятельности ребенок способен к более длительному и устойчивому вниманию, волевому усилию, проявлению самостоятельности.
Ребенок легче и прочнее усваивает материал тогда, когда сам добывает знания, следит за изменениями, делает выводы. При этом он переживает радость открытия, удивление.
Дидактическая познавательно – развивающая игра- особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Ценность игры состоит в том, что она ведет к жажде познаний, стремления к открытиям, развитию любознательности, в умственных впечатлениях, приводит к интеллектуальному и эмоциональному развитию, к приобретению опыта видения предметов и явлений, всматривания в них, развитию внимания, зрительной, сенсорной чувствительности, расширению и обогащению словарного запаса и речевого общения.
Предварительная работа:
Изготовление дидактической развивающей игры «Солнце, ветер и вода- наши природные помощники». Для этого понадобились: иллюстрации природных явлений и объектов и какую помощь они оказывают людям. Маленькие карточки с изображением на них предметов и объектов, которые помогают детям определить какую помощь оказывают – солнце, вода и ветер людям и всегда ли бывают полезными.
Дидактическую игру можно использовать во всех видах деятельности детей в детском саду.
Конструкция дидактической развивающей игры- состоит из картинок природных объектов и явлений, к ним прилагаются карточки, объясняющие как природные помощники служат людям.
Первое задание – «Найди и сбереги тепло»- уточнение свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи объектов.
Второе задание- «Путешествие воды»- закрепление знаний об агрегатных состояниях воды (вода-основа жизни; образование снега, льда, града и т. д) Третье задание- «Ветер, ветер – ты могуч» - расширение знаний детей о свойствах и состояниях ветра.
Четвертое задание – «Где можно найти свет?»- формирование знаний детей где можно найти свет, в каких предметах?
Пятое задание – «Солнце дарит нам тепло и свет»- развитие представлений о том, что Солнце является источником тепла и света.
Составляющие элементы:
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- внесение игры как элемент на НОД;
- по используемому материалу и по количеству заданий;
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- легкопереносимая;
- можно использовать во всех видах деятельности;
Используя дидактическую познавательно- развивающую игру- у детей развиваются мыслительные процессы, мыслительные операции, развивается умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, формируется способность выдвигать различные гипотезы и самостоятельно формулировать ответ.
Приложение.
Дидактическая игра «Найди и сбереги тепло».
Цель: освоение деятельности методов познания причинно – следственных связей, учить детей делать выводы, доказывать свое решение.
Ход игры.
Воспитатель спрашивает у детей – Знаете ли вы где в вашей квартире теплее всего? В комнате у батареи? У плиты на кухне? Если вы хорошо поищете, то найдете много источников тепла. ( Подсказка: квартиру обогревают и телевизор, и компьютер, и пылесос, и горячая вода в ванне и т. д.). Но теплее всего около б…. и.
Отгадайте: как экономно расходовать тепло, которое прячется в горячей воде? Электрический чайник и утюг, нагревшись, выключаются сами. А вот кран с горячей водой выключаться сама не умеет. Поэтому, чтобы сберечь тепло, которое несет горячая вода, нужно следить, чтобы вода не т….а зря. Когда мы пользуемся горячей водой? (Подсказка6 когда чистим зубы, моемся в ванне, принимаем душ).
Знаете ли вы, что струйкой воды, толщиной всего со спичку, за 10 минут можно наполнить целое ведро? А если вы широко откроете кран и начнете чистить зубы, за те три минуты, пока вы это делаете, из крана без пользы утечет почти четыре ведра теплой воды! Всего- то и нужно было воды – 2-3 стакана. Значит, при чистке зубов кран с водой надо з…ть. Узнайте: как убегает тепло из вашей квартиры. ( Подсказка: куда убегает тепло, оттуда приходит холод).
Когда открывают форточку зимой, из нее дует холодом и даже идет пар. Да-да, холод приходит- тепло исчезает, они вместе не живут. Закройте форточку и проверьте- не дует ли холодом в ще. между рамами? Если эти щели заклеить- тепло останется в квартире. В вашей квартире еще есть места, откуда может убежать тепло? ( Подсказка: д. рь). Ее тоже надо плотно закрывать. Берегите тепло!
За каждый правильный ответ- фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Дидактическая игра «Почему дует ветер?»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс, уточнить представления детей о свойствах ветра, определить какую реальную помощь ветер оказывает человеку.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить, какую работу выполняет ветер- полезную (передвигает что-то, вращает) –например- подгоняет корабль под парусами по морю. Дети находят картинки, соответствующие заданию, выкладывают их и объясняют свой выбор: вращает флюгер на крыше, направляет парашют в нужном направлении, развевает веревку с сохнущим бельем и помогает быстрее просохнуть, на ветру развевается флаг, с помощью ветра работают ветряные мельницы, запускают летающего змея и т. д.
Воспитатель просит детей подобрать картинки на которых изображена «вредная» деятельность ветра-(усиливает силу огня), разложить эти картинки и объяснить свой выбор. Дети подбирают картинки и раскладывают их, объясняя выбор: сильный ветер ломает ветки и деревья, нагоняет тучи с ливнем, образовывает смерч, тайфун, ураган, метель, вихрь, раздувает огонь и т. д. Выигрывает тот, кто разложит все картинки, сможет обосновать и доказать свой выбор.
Дидактическая игра «Путешествие воды»
Цель: закреплять у детей знания, какое значение оказывает вода в жизни живой природы. Формировать осознанное и бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.
Ход игры.
Воспитатель спрашивает у детей – знают ли они о том какая бывает вода и где она встречается. Загадывает детям загадки о воде и водных объектах и явлениях.
Дети отгадывают загадки и подбирают картинки с ответами. К большим картинкам с изображением водных явлений и объектов – дети подбирают маленькие карточки, с нарисованными предметами и объектами, которые не могут существовать без воды : например: картинка с морем, рекой, океаном- к ней карточки – рыба- не может прожить без воды, картинка с изображением дождя- растение- не может расти без воды и т. д. Объясняют свой выбор, придумывают свои варианты и доказывают, почему они сделали именно так. Воспитатель спрашивает о том, какую роль играет вода в жизни людей и задает детям задание определить какую помощь оказывает человеку вода : облегчает передвижение (скольжение, охлаждает, какую работу может делать падающая вода и просит подобрать соответствующие картинки. Например: река- люди плавают, ловят рыбу, поливают, используют воду в технических целях и т. д. Дети находят картинки- выкладывают их и объясняют свой выбор. Выигрывает тот ребенок, кто быстрее и лучше справится с заданием, сможет обосновать и доказать свое решение.
Дидактическая игра «Солнце дарит нам свет и тепло».
Цель: определить значение солнца в жизни всего живого- источник света и тепла, закреплять знания детей, учить устанавливать причинно- следственные связи, расширение и обогащение кругозора детей.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать несколько загадок и спрашивает догадались ли они о чем идет речь в загадках. Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя. Воспитатель вместе с детьми выясняют, что солнце является источником света, тепла, жизни на Земле и сравнивают особенности обитания растений и животных в условиях тепла и холода. Дети находят и подбирают картинки с изображением предметов и живых объектов, напрямую зависящих от света и тепла, объясняют и доказывают выбор. Например: активность жизни растений и животных в разное время- жизнедеятельность совы, ежа, летучих мышей в ночное время, расцветание цветов именно в дневное время и др. На картинку с изображением солнца – выкладываются карточки с предметами и объектами, которые существуют за счет света и тепла. На закрепление игры воспитатель предлагает словесную игру «День – ночь» - дети называют свои варианты влияния светового дня на жизнь растений, животных и человека. Победителем является тот ребенок, кто правильно выберет варианты картинок и выложит их на карточку с заданием.
Дидактическая игра «Где можно найти свет?»
Цель: определить с детьми принадлежность источника света к природному и рукотворному миру, история появления огня, электричества, использование в быту, закрепить правила поведения с огнем и электричеством.
Ход игры.
Воспитатель выкладывает картинки с изображением различных источников света и просит детей определить, какие источники природные (солнце, луна, звезды и т. д.) и рукотворные (огонь, свеча, фонарик, костер и т. д, электрические (лампа, торшер, телевизор, монитор и т. д.). Дети подбирают картинки, объясняют значение, безопасное или наоборот опасное использование источника света. Выкладывают карточки на картинку с заданием, объясняют свое решение. Если дети затрудняются можно загадать загадки по этой теме и помочь отыскать картинки с отгадками. Побеждают дети, которые быстро и правильно справились с заданием и смогли доказать выбор.
Вывод: эффективность этих дидактических игр привело к повышению уровня развития познавательной активности; дети активно проявляют интерес к окружающему миру, устанавливают причинно- следственные связи, научились рассуждать, задавать познавательные вопросы и отвечать на них. Познавательная активность является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.