Получи документы

Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста

анжела терентьева
Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста

ИГРА "ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО"

Цель: расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм, уточнение представлений о форме предметов.

Оборудование: 5 больших карт, в центре которых – геометрическая фигура, к каждой карте прилагаются картинки.

Содержание

Низкий уровень сложности. Перед каждым ребенком лежит большая карта. Взрослый задает вопрос: «У кого круг? (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)». Ребенок находит соответствующую форму и отвечает: «У меня круг». Ребенку объясняют, что он будет собирать изображения такой же формы, какая есть у него на карте.

Публикация «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Взрослый показывает детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это репа. Похожа ли репа на круг? Можно ли сказать, что она круглая? Да, репа похожа на круг. Она круглая. Чья картинка? Почему?» Ребенок: «Моя. Потому что у меня круг. Репа круглая. Похожа на круг».

Активизируются следующие прилагательные формы: круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный.

Средний уровень сложности. Взрослый задает вопрос: «У кого круг?» Ребенок находит соответствующую форму и отвечает: «У меня круг». Взрослый: «Я буду показывать картинки. Кто узнает предмет такой же формы, как у него на карте, ответит на мой вопрос. Кто будет собирать изображения круглых предметов? Прям-х? квадратных? Треугольных? Овальных? Дети отвечают на вопросы.

Взрослый показывает детям картинку с изображением предмета. «Это что?» Ребенок, узнавший свою форму, отвечает: «Это тарелка». Взрослый: «Какая она по форме?» Ребенок: «Тарелка круглая». Если ребенок не смог правильно назвать форму предмета, картинка откладывается в сторону. На этом уровне взрослый напоминает ребенку наименования форм и прилагательные формы.

Высокий уровень сложности. Взрослый просит ребенка назвать, какой формы фигура на его карте, и определить, какие предметы он будет собирать. Затем он показывает детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? Какой формы? Значит, какой предмет по форме?» Ребенок, узнавший в предмете свою форму, дает ответ. Если ребенок не назвал форму предмета, картинка откладывается в сторону.

ИГРА "СРАВНИ И РАЗЛОЖИ"

Цель: расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов (длина, ширина, толщина, высота, мягкость, яркость цвета и света, температурные ощущения, качества поверхности, скорость передвижения, вес, громкость звука, согревающие свойства одежды).

Оборудование: большие карты разделены на 8 квадратов. В 4-х верхних квадратах расположены изображения предметов в порядке увеличения степени выраженности признака. К каждой карте прилагаются 4 картинки с изображениями предметов с различной степенью выраженности признака.

От холодного к горячему: лед, река, душ, костер. Картинки: снеговик, лужа, распускающийся из почки лист, солнце.

От самого тихого явления природы к самому громкому: вода из крана, мяч, молоток и гвоздь, барабан. Картинки: снег, дождь, метель, гроза.

От темного к светлому: черный, темно-серый, серый, белый круг. Картинки: ночь, вечер, утро, день.

От самой легкой одежды к самой теплой: носок, гольф, колготки, брюки. Картинки: сарафан, платье, пальто, шуба.

От самого легкого предмета к самому тяжелому: конверт, тетрадь, книга, дрова. Картинки: снежинка, снежок, большая сосулька, ведро с водой.

От самого мягкого предмета к самому твердому: вата, подушка, банан, ваза из стекла. Картинки: варежка, персик, лук, камень.

От пушистого (самого нежного на ощупь предмета) к самому колючему: белый одуванчик, зеркало, огурец, елка. Картинки: меховая шапка, яблоко, картофель, кактус.

От тусклого (менее яркого) предмета к самому яркому: звезда, луна, салют, солнце. Картинки: свеча, фонарик, настольная лампа, люстра.

От самого низкого животного к самому высокому: котенок, кошка, поросенок, свинья. Картинки: щенок, собака, жеребенок, лошадь.

От самого медленного животного к самому быстрому: бабочка, воробей, самолет, ракета. Картинки: черепаха, утенок, заяц, рысь.

От самого тонкого животного к самому толстому: белка, барсук, кабан, слон. Картинки: цапля, олень, медведь, бегемот.

От самого короткого предмета к самому длинному: ветка, бревно, река, солнечный луч. Картинки: ручка, линейка, лента, веревка.

От дерева с самым узким стволом к дереву с самым широким: стул, кресло, кровать, шкаф. Картинки: береза, клен, тополь, дуб.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Дети рассматривают полученные карты. Взрослый спрашивает: «Где черный круг? Где темно-серый круг? Где серый круг? Где белый круг? Посмотрите, картинки на карте расположены так: от самого темного круга к самому светлому. Рисунки, которые я покажу, нужно разложить в таком же порядке».

Взрослый поочередно демонстрирует и называет предметные картинки: «Это ночь, это вечер, это утро, это день. Необходимо разложить эти картинки по порядку: от самого темного времени суток к самому светлому».

После выполнения детьми задания взрослый задает вопрос одному из игроков: «Какая ночь?» Ребенок: «Ночь самая темная» - «Какой вечер?» - «Вечер светлее ночи» и т. д. потом дети обмениваются карточками. Выигрывает тот, кто ни разу не совершит ошибки.

Средний уровень сложности. Дети рассматривают полученные карты. Взрослый просит найти черный круг (темно-серый, серый, белый). Детям объясняется принцип расположения картинок: от самого темного круга к самому светлому. Взрослый просит детей разложить маленькие картинки в таком же порядке. Затем он поочередно демонстрирует предметные картинки и задает вопрос: «Какое время суток изображено?» Детям дается задание разложить эти картинки по порядку: от самого темного времени суток к самому светлому.

В завершение проводится проверка выполнения задания. На этом уровне сложности ребенку требуется не только воспринимать, понимать и повторять новые слова, но и самому называть предметы и явления.

Высокий уровень сложности. Взрослый: «Назовите предметы на карте». Дети называют. Взрослый: «Какая по мягкости вата?» Ребенок: «Вата мягкая» - «Какая по мягкости подушка?» - «Подушка тверже ваты, но все равно мягкая» и т. д.

Затем дети самостоятельно выкладывают маленькие картинки на карте, сопровождая работу описанием: «Варежка самая мягкая. Она первая. Персик тверже варежки. Он второй» и т. д.

На этом уровне сложности помощь взрослого отсутствует. Дети выполняют задачу и объясняют свое решение самостоятельно.

Вариантом игры является игра «Исправь ошибку». Взрослый выкладывает изображения в неправильном порядке, а ребенок находит ошибку, исправляет ее и аргументирует свой выбор.

ИГРА "ЧТО ИЗ ЧЕГО"

Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета (развитие понятийного аспекта значения слова, развитие логического мышления.

Оборудование: карты, разделенные пополам. В верхней половине карты – картинка, нижняя часть разделена на 4 пустых квадрата. К каждой карте прилагаются по 4 картинки.

Карта № 1: овца. Картинки: свитер, шапка, варежки, шарф. Карта № 2: колосья. Картинки: хлеб, вафли, булочка, торт. Карта № 3: дерево. Картинки: стол, кубики, матрешка, карандаш. Карта № 4: корова. Картинки: молоко, сыр, мороженое, масло. Карта № 5: металл. Гвоздь, кастрюля, ключи, ножницы. Карта № 6: резина. Шина, мяч, ластик, перчатки. Карта № 7: пластик. Таз, конструктор, ведро, стул. Карта № 8: кожа. Ботинки, перчатки, сумка, кошелек.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Перед каждым ребенком – большая карта. Взрослый задает вопрос: «У кого овца? У кого дерево?» Ребенок находит соответствующее изображение и отвечает: «У меня овца». Взрослый: «Вы знаете, что овцы помогают людям согреться в холодное время года? Овечью шерсть стригут и из нее изготавливают варежки, кофты и другие теплые шерстяные вещи». Аналогично рассматриваются другие картинки, лается объяснение происхождения деревянных предметов, молочных и мучных изделий. Затем взрослый показывает детям маленькую картинку с изображение предмета: «Это варежки. Из материала они связаны? Кто дает людям шерсть? У кого на карте овца?»

Средний уровень сложности. Взрослый задает вопрос: «У кого овца?». Ребенок находит соответствующее изображение и отвечает: «У меня овца». Взрослый: «Я буду показывать изображения предметов, изготовленные из дерева, овечьей шерсти, коровьего молока или зерен. Кто узнает свою картинку, поднимет руку». Взрослый демонстрирует маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? Из чего сделано? У кого?» Ребенок, поднявший руку, отвечает: «Это варежки. Они связаны из шерсти овцы. У меня».

Высокий уровень сложности. Взрослый просит детей назвать, что нарисовано на картинке, а также то, что люди изготавливают из молока, шерсти, дерева и зерен. На этом этапе игры полезно провести соревнование: кто больше придумает деревянных или шерстяных предметов, мучных и молочных продуктов. Взрослый показывает маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? Из чего сделано? У кого?» Если ребенок не назвал предмет, его происхождение, картинка откладывается в сторону. Также учитывается, сколько предметов ребенок смог придумать в соревновании самостоятельно.

ИГРА "ЧТО К ЧЕМУ"

Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета (развитие понятийного аспекта значения слова, развитие логического мышления.

Оборудование: карты разделены на 8 квадратов, верхние из которых содержат изображения, а нижние – пусты. К каждой карте прилагаются по 4 картинки.

Карта № 1: удочка, ваза, ключ, шкаф. Картинки: рыба, цветок, замок, плащ.

Карта № 2: топор, батон, коса, спичка. Картинки: дрова, нож, бант, коробок.

Карта № 3: ножницы, кактус, кровать, гнездо. Картинки: бумага, лейка, подушка, птица.

Карта № 4: вилка, кисточка, гвоздь, ухо. Картинки: розетка, краски, молоток, серьга.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Перед каждым ребенком – большая карта. Взрослый задает вопросы: «У кого удочка? Для чего она нужна? У кого шкаф? Что в нем хранят? У кого ваза? Для чего нужна ваза?» Ребенок, который находит на своей карте соответствующее изображение, отвечает: «У меня удочка. Удочкой ловят рыбу». Взрослый: «Я буду показывать картинки. Если картинка подходит к одному из рисунков на вашей карте, поднимите руку». С помощью нескольких первых картинок отрабатывается понимание инструкции, уместна помощь взрослого: он предъявляет вниманию детей маленькую картинку с изображением предмета: «На рисунке цветок. К какой картинке он подходит? Правильно, к вазе, потому что цветок нужно поставить в вазу, чтобы он не погиб». Выигрывает тот, кто скорее соберет все предметы на карте.

Средний уровень сложности. Взрослый задает вопрос: «У кого удочка? Для чего она нужна?» Ребенок находит соответствующее изображение и отвечает на вопросы. Взрослый: «Я покажу изображение предмета, которое подходит к одной из картинок на листе. Кто узнает свою картинку, пусть поднимет руку». Взрослый предъявляет вниманию детей маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? К какой картинке подходит? Почему?» Ребенок, поднявший руку, отвечает: «Это рыба. Она подходит к картинке «удочка» потому, что рыбу ловят на удочку». Если ребенок не смог правильно назвать предмет, объяснить причинно-следственную связь между предметами, картинка откладывается в сторону.

Высокий уровень сложности. Взрослый просит детей назвать, что нарисовано на картинке, ответить на наводящие вопросы. Вариантом усложнения задания является пропуск этой части игры, с тем чтобы дети самостоятельно, без помощи предварительных вопросов, догадывались о связи между предметами.

Взрослый предъявляет вниманию детей маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? К какой картинке подходит? Почему?» Если ребенок не назвал предмет, не объяснил связь между предметами, картинка откладывается в сторону.

Речевой материал:

• Удочкой ловят рыбу

• Цветок ставят в вазу

• Ключом открывают замок

• Плащ вешают в шкаф

• Топором рубят дрова

• Ножом режут батон

• Бантом повязывают косу

• Спичкой чиркают о коробок

• Ножницами режут бумагу

• Из лейки поливают кактус

• Подушку кладут на кровать

• Птица выводит птенцов в гнезде

• Вилку втыкают в розетку

• Кисточку обмакивают в краску

• Молотком забивают гвоздь

• Серьгу носят в ухе

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Для развития умения передавать форму предмета детям были предложены следующие игры Обводка трафаретов внутренних и внешних. Детям предлагаются.

Дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Выполни команду Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Воспитатель предлагает определенной группе детей выполнить.

Дидактические игры для развития речи детей 3 года жизни с игрушками и картинками № п/п Дидактические игры для развития речи детей 3 года жизни с игрушками и картинками 1 «Катины помощники». Цель: Образовывать форму.

Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе «Экологические круги» Дидактическая.

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Собери бусы". Играя, ребенок сможет развить зрительное восприятие, внимание,.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

Опыт работы «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста»Опыт работы «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2017 в 18:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД