МААМ-картинки

Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Оксана Тюгаева
Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Воспитатель 1 категории Тюгаева О. Г.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Публикация «Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Большое место отводится музыке в детских садах. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированно-му восприятию музыки.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей, зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей осредствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие ладового чувства, музыкально- слуховых представлений и чувства ритма, то игры и пособия можно квалифицировать по этому основанию.

Игры и пособия в процессе слушания способствуют узнаванию знакомых мелодий определению характера музыки смены настроений в определенных частях произведения, различению жанра, т. е. способствуют развитию ладового чувства. В процессе слушания музыки, дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. Для этого использовались следующие игры : «Укрась мелодию», «Найди нужную иллюстрацию» по произведению К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»;

Для закрепления жанров в музыке можно использовать подвижные игры, в которых дети согласовывают движения с характером музыки : марш, танец, колыбельная; Игра «Кого встретил колобок»? – развивает чувство формы; игра «Нарисуй музыку» - на определение характер.

Игра «Отгадай, что делает кукла», «Солнышко и дождик», «Музыкальный телефон», «Волшебный мешочек» - инструменты, а среди них игрушка, «Назови композитора», «Оркестр» и т. д.

Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Игры могут проводиться в процессе пения. Такие игры помогают научить детей петь выразительно. Для чистого интонирования использую такие игры : «Бубенчики», «Лесенка-чудесенка» - учатся определять звуки по высоте, «Музыкальное лото» -определи песню по вступлению – на закрепление знакомых песен. Игра «Подумай и отгадай» (карточки с изображением медведя, зайчика, птички) – развивает умение различать звуки низкого, среднего и высокого регистра, а также «Где мои детки», «Кто пришёл в гости», «Угадай-ка», «Громкая, тихая музыка» и т. д.

Развитие чувства ритма, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предлагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Часто использую дидактические игры с выполнением творческих заданий. «Кого завет музыка» (бубен, дудочка, металлофон и ложки). Игра «Научи матрешек танцевать», «Повтори ритм». Игры с пением на развитие ритма: «Я иду с цветами», «Часы», «Волк и козлята».

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста Важным моментом в повседневной жизни детей являются дидактические игры, которые часто возникают по желанию самого ребенка в любой отрезок.

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры (младшая группа) Огнева Альфия Вягизовна Дидактические игры (младшая группа) Дидактические игры младшей группы 1. Мы.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста 1. «Игра разложи по цвету». Материал: 2 прозрачных ведёрка с цветным дном красного и жёлтого цвета (можно использовать и другие цвета).

Дидактические игры, используемые при обучении дошкольников навыкам художественного творчества 1. Дидактическая игра "Цирк зажигает огни" Цель игры: учить создавать целостную картину цирка на подмалевке, решать задачи по пространственному.

Дидактические игры по безопасности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию игры и беседы по ЗОЖ. Пословица «Нет здоровья – нет счастья». 1. Конкурс «Мое любимое блюдо». Дети по очереди.

Консультация «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» «ТРИ ЦВЕТКА» - на определение характера музыки Игровой материал Три цветка из картона или три солнышка (в середине цветка нарисовано «лицо».

Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Игры на развитие звуковысотного слуха Птицы и птенчики Ход игры: У каждого ребенка.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста «Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста» Музыкальность Название и цель игры Ход игры Самостоятельная игра Игра со взрослым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры используемые в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2018 в 07:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД