Дидактические игры по математике и развитию речи для средней группы

Татьяна Егорова
Дидактические игры по математике и развитию речи для средней группы

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Начиная c раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Дидактические игры проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системой оценки, а также структурой игровой деятельности.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность: природа, люди, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

КАКОЙ?

Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные

Материал: ленты разной длины и ширины.

Ход игры: На столе разложены лены, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети проговаривают используя прилагательные.

УГАДАЙ ИГРУШКУ

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Материал: 3-4 игрушки (по усмотрению воспитателя)

Ход игры: Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки. Ребенок угадывает игрушку.

КОГО Я ЗАГАДАЛА

Цель: Развитие наблюдательности, умения ориентироваться на основные признаки описываемого объекта

Ход игры: Воспитатель описывает одного из сидящих перед ним детей, называя детали его одежды и внешнего вида,например: «Это мальчик, на нем шорты и футболка, волосы у него темные. Он любит собирать пазлы».

УГАДАЙ ГДЕ

Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.

Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя

Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»

ЛОТО «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»

Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах

Материал: Карточки с иображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.

СРАВНИ РАЗНЫХ ЗВЕРЯТ

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Материал: Игрушки (животные) или картинки животных.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить животных (медведя и волка, медведя и мышку и т. д.)какие они, что любят, где живут.

РЕЖИМ ДНЯ

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Материал: Карточки с изображением частей суток

Ход игры: Воспитатель показывает карточку с изображением части суток дети должны назвать. Можно попросить их разложить карточки в правильной последовательности при этом называя части суток когда это бывает.

ОПИШИ ПРЕДМЕТ (картину)

Цель: Развитие умения рассказывать.

Материал: Игрушки (картины)

Ход игры: Воспитатель сначала сам описывает игрушку (картину, а потом просит ребенка описать по своему выбору игрушку (картину).

НАЗОВИ ТРИ СЛОВА

Цель: активизация словаря.

Ход игры: Дети становятся в ряд. Каждому задается вопрос по очереди. Делая три шага вперед, нужно давать с каждым шагом слово-ответ. Например: Что можно варить (суп, кашу, картошку) Кто может летать (муха, летчик, бабочка)

КТО ЛУЧШЕ ПОХВАЛИТ

Цель: уметь называть признаки животных, развивать диалогическую речь.

Материал: игрушки по усмотрению воспитателя

Ход игры: Воспитатель берет себе одну игрушку (лису, а ребенку дает зайца. И начинает --у меня- лиса

- у меня заяц

- у лисы шубка рыжая

-у зайца шубка серая и т. д. Потом воспитатель рассказывает о лисе и просит рассказать ребенка о зайчике.

УГАДАЙ ЗВУК

Цель: Развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающих на определенный звук.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку, например слон и спрашивает есть ли в слове звук с. Если есть дети хлопают в ладоши. Затем просит назвать слова на этот звук.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: Употребление сложноподчиненных предложений.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, дети должны докончить. Например: Бабушка пошла на рынок, чтобы….(купить продукты) Маша не пришла сегодня в садик, потому что …. (заболела) и т. д.

КТО КЕМ БЫЛ

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем мире

Ход занятий: Воспитатель задает вопросы: «Кем раньше был теленок (цыпленок, лягушка, муха и т. д.). Если дети затрудняются воспитатель помогает. Можно использовать картинки. Также можно использовать неодушевленные предметы (шкаф – доской).

ПОДБЕРИ РИФМУ

Цель: Развитие фонематического слуха.

Ход игры: Воспитатель объясняет, что слова звучат по разному. Но среди них есть такие которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. Можно использовать любые стихи.

НАЗОВИ ЧАСТИ ПРЕДМЕТА

Цель: Обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части и расширение знаний об окружающем мире.

Материал: Картинки с изображением дома, дерева, цветов, кошки и т. д.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, дети по очереди называют части предмета. Можно каждому ребенку раздать по картинке и он называет части сам.

ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их

Материал: кукла Незнайка, картинки с изображением животных и предметов

Ход игры: Вгости к ребятам приходит Незнайка. Он принес картинки. Незнайка описывает животных и предметы, делая ошибки и допуская неточности. Ребенок исправляет.

ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ

Цель: Активизация глаголов

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, например: Что можно делать дома? Что можно делать в лесу? Что можно делать в садике? И т. д. Рбенок должен отвечать.

Публикации по теме:

Дидактические игры в детском саду Я работаю в детском саду воспитателем младшей группы. Каждую неделю в нашем саду проходят педсоветы. На одном из таких собраний нам предложили.

Полезные ссылки. .

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Зима
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактические игры по математике и развитию речи для средней группы
Опубликовано: 26 июня 2013 в 15:35
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...