Лучший педагог года

Дидактический материал «Логопедические игры и лабиринты для автоматизации звуков»

Анна Кузина
Дидактический материал «Логопедические игры и лабиринты для автоматизации звуков»

Автоматизация звука - это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поскольку недостатки звукопроизношения иногда являются не самостоятельным дефектом, а частью другого, более сложного, нарушения речи, при автоматизации звуков одновременно работают над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова

Публикация «Дидактический материал „Логопедические игры и лабиринты для автоматизации звуков“» размещена в разделах

Для автоматизации звуков используются различные игры, упражнения, задания. Предлагаемый материал способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи; развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуков и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления. Все это является, в свою очередь, своевременной профилактикой дисграфии (нарушение письменной речи) и дислексии (нарушение чтения). В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться комбинированно.

Представленный материал превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру.

Игры, задания и упражнения по автоматизации звуков

Игра «Лабиринт»

Материал : лабиринт, картинки.

Ход игры : дети, четко произнося изучаемый звук, называют и прикрепляют картинки в заданном порядке по лабиринту. Движение начинается со старта. Если слово начинается неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет названо правильно.

Игра «Лабиринт с проговариванием»

Материал : лабиринт, картинки.

Ход игры : дети при движении по лабиринту не только называют картинки, но и указывают направление следующего хода. Например, шапка – направо, шахта – вниз.

Игра «Лабиринт наоборот»

Материал : мелкие объемная или плоская игрушка (Приложение3) с изучаемым звуком, картинки, лабиринт.

Ход игры : сначала дети проговаривают все слова – названия картинок разложенных на лабиринте. Затем ставит игрушку на последнюю картинку лабиринта и двигается в обратном направлении, называя слова.

Игра «Цветной лабиринт»

Материал : лабиринт, картинки.

Ход игры : дети называют картинки. Определяют гласный (красный) или согласный звук, твердый (синий) или мягкий (зеленый). Прикрепляют картинки только на красный цвет (синий, зеленый) на игровом поле, объясняя свой выбор.

Игра «Что пропало?»

Материал : лабиринт, картинки.

Ход игры : детям предлагается запомнить картинки на лабиринте. Взрослый закрывает с помощью волшебного экрана или прячет одну картинку, а дети отгадывают. Обращается внимание на правильное произношение звуков.

Игра «Волшебная палочка»

Материал : лабиринт, картинки.

Ход игры : дотрагиваясь «волшебной палочкой» до каждой картинки на лабиринте, детям предлагается сосчитать их до пяти по образцу. Образец: шина – одна шина, две шины, три шины, четыре шины, пять шин.

Игра «Где спрятался звук

Материал : карточки с картинками, игровое поле, жетоны.

Ход игры : взрослый детям рассказывает, что в разных словах звук может находиться и вначале, и в середине, и в конце слова. Показывает картинки. Затем перемешивает карточки и просит каждого ребенка по очереди называть картинки, определять место звука.

Дети по очереди каждый отбирают по одной карточке и показывают, что у них изображено. Если ребенок отобрал правильно, правильно, ему вручают жетон. Затем дети отбирают карточки, где звуки находятся в конце слов и т. д.

После того, как каждый ребенок научился определять местонахождение звука, взрослый перемешиваем карточки, и раздает детям по равному количеству различных карточек и просит их разложить на три части. Слева на право, где – все карточки со звуком в начале слова положить одну сторону, во вторую сторону – в середине слова, в третью – в конце слова.

За правильный ответ каждому вручается жетон. В конце игры дети считают свои жетоны. Выигрывает тот игрок, который набрал больше всех жетонов.

Игра «Один-много»

Материал : картинки, жетоны, игровое поле.

Ход игры : взрослый показывает карточку и говорит, например, один чемодан, много чемоданов. Показывает на рисунок чемодана на игровом поле, прикладывает картинку и говорит – два чемодана. Дети повторяют по очереди за взрослым. За правильный ответ и правильное произношение звуков вручается жетон.

Игра «Сыщики»

Материалы : жетоны, карточки.

Ход игры : взрослый рассказывает игрокам кто такие сыщики и предлагает поиграть в самого внимательного сыщика. Для этого выбирает с помощью считалки (дети повторяют считалку). После чего раскладывают перед ним 3 и более карточек. Он должен внимательно посмотреть на них 20-30 секунд и запомнить их. Затем закрывает глаза, а другие игроки прячут или меняют, или добавляют 1 карточку. Побеждает тот, кто наберет больше всех жетонов.

Взрослому следует обратить внимание на произношение и чтобы игроки правильно выполняли задания.

Игра «Подбери себе команду»

Материал : жетоны, картинки.

Ход игры : взрослый показывает картинки (птиц, зверей и др.). Затем по команде педагога за определенное время игроки должны набрать, например, только карточки с птицами или животными. Можно разделить на команды. За правильный ответ игрокам вручаются жетоны.

Игра «Волшебная дорожка»

Материал : игровое поле, кубик, карточки.

Ход игры : взрослый выдает игрокам фишки и объясняет правила игры : «Кто быстрее пройдет по дорожке? Бросайте кубик, продвигайтесь на столько ходов вперед, сколько выпало на кубике, называя картинки».

Игра «Придумай словосочетания, предложения, чистоговорку, рассказ»

Материал : карточки со слогами, картинки, жетоны.

Ход игры : взрослый показывает картинку, или слог с определенным звуком. Просит придумать словосочетание, предложение, чистоговорку или рассказ. За правильно выполненное задание ребенок получает жетон.

Игра «Кто самый догадливый»

Материал : загадки, картинки, жетоны.

Ход игры : взрослый загадывает загадку, то кто первый нашел картинку и правильно назвал ее, получает жетон.

«Конкурс чтецов»

Материал : стихотворения, картинки.

Ход игры : найти картинку и рассказать стихотворение.

«Конкурс скороговорок»

Материал : жетоны с соответствующими слогами, чистоговорками, скороговорками.

Ход игры : взрослый с помощью считалки определяет очередность игроков (дети повторяют вслух). После чего игроки повторяют чистоговорку, скороговорку с определенным звуком, или различными звуками. Тот, кто справится – получает жетон.

После того, как дети начнут запоминать скороговорки, можно поиграть «Кто больше всех знает скороговорок».

«Расскажи историю»

Материал : жетоны, картинки.

Ход игры : взрослый вручает каждому игроку по 2 и более картинок. И предлагает сочинить историю, рассказ по картинкам. За правильное выполнение задания каждый ребенок получает жетон.

Такие игры и задания можно проводить с помощью дидактического пособия сшитого из ткани с липучками «Логопедический лабиринт».

Способ изготовления пособия. Сшить из ткани квадрат, нашить ленту в виде лабиринта. Сверху ленты нашить разного цвета липучки. Вырезать картинки, фишки, плоские игрушки. К картинкам для закрепления звуков на обратной стороне приклеить оставшиеся части липучек. Применять те же игры и задания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Дидактический материал «Листья» из фетраДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал «Матрёшки» своими рукамиДидактический материал «Матрёшки» своими руками Представляю вам дидактический материал -"матрёшки".эти матрешки я беру на непосредственной образовательной деятельности по математике.

Дидактический материал «Угадай сказку»Дидактический материал «Угадай сказку» Этот материал я рекомендую использовать как самостоятельную игру, как элемент занятия или викторины по сказкам (например, замена бабой.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Логопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами ЛуллияЛогопедические дидактические игры по автоматизации звуков с кругами Луллия Решение коррекционной задачи по автоматизации звуков в речи нередко затрудняется из-за необходимости большого количества повторов одного.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Дидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособияДидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал «Логопедические игры и лабиринты для автоматизации звуков»
Опубликовано: 20 июня 2021 в 18:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД