МААМ-картинки

Дисграфия. Коррекционная работа в дошкольном возрасте

Ирина Мельникова
Дисграфия. Коррекционная работа в дошкольном возрасте

Еще в 1997 году Р. И. Лалаева дала следующее определение дисграфии - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, проявляющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Несформированность процессов письма у детей связано с органическим поражением определенных отделов коры головного мозга (травмы, опухоли, нарушение мозгового кровообращения и пр.) или недоразвитие соответствующих отделов коры, что является следствием патологии беременности или родов у матери. Так же группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с двуязычием в семье.

Публикация «Дисграфия, Коррекционная работа в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный.

Симптомы, по которым можно распознать дисграфию в дошкольном возрасте, заключаются в специфических и повторяющихся ошибках в речи. Например, ребёнок произносит НЕБЕЛЬ вместо МЕБЕЛЬ, ЗУК вместо ЖУК, СЛЯПА вместо ШЛЯПА, ТОТ вместо КОТ и пр. Педагоги называют эти ошибки «стандартными» и лишь для специалистов ясна их своеобразная логичность и неизбежность. Но часто встречаются ошибки не только с заменами звуков, но и пропуски букв (ЗОТИК вместо ЗОНТИК, вставка лишних букв (ЛАНМПА вместо ЛАМПА, не умение повторить за взрослым слова сложные по слоговой структуре (КОНСЕРИВАТЬ вместо КОНСЕРВИРОВАТЬ, не сформированность грамматических систем (ГОЛУБАЯ НЕБО вместо ГОЛУБОЕ НЕБО, ПЯТЬ БЕРЕЗОВ вместо ПЯТЬ БЕРЕЗ).

Таким образом, в дальнейшем обучении в школе и при овладении навыка письма - возрастает риск проявления дисграфии, так как письменная речь формируется на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие.

Для успешного овладения письмом (его техникой) необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у ребенка следующие необходимые предпосылки письма:

1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твердые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й).

2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, например СЫСКА вместо ШИШКА, ЛОЖОК вместо РОЖОК)

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- Выделение звука на фоне слова. Например: «Есть ли звук Л в слове ЛОДКА? А в словах ЛУНА, МОЛОТОК, РУКА».

- Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове МАШИНА находится звук Ш – в начале слова, в середине слова или в конце слова? А в словах ШТАНЫ, КАМЫШ?»

- Выделение ударного гласного звука из начала и конца слова. Например: «Какой первый звук в слове АИСТ? Какой последний звук в слове ЗИМА?»

4. Согласование слов в устной речи (формирование грамматических систем) :

- Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. Например: «Закончи предложение по образуцу ДОЖДЬ ИДЁТ, А ДОЖДИ…ИДУТ. Как скажем БЕЛКА ПРЫГАЕТ, А БЕЛКИ? ЯБЛОКО ЗЕЛЕНЕЕТ, А ЯБЛОКИ?»

- Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде. Например: «Посмотри на картинки, что между ними общего? ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ. Назови эти предметы, указывая цвет – КРАСНЫЙ ШАРФ, КРАСНАЯ РОЗА, КРАСНОЕ ЯБЛОКО».

- Согласование имен существительных по падежным конструкциям. Например: «Давай поиграем в игру «1-2-5». Посчитай МАШИНЫ. ОДНА МАШИНА, ДВЕ МАШИНЫ, ПЯТЬ МАШИН. КАРАНДАШ, ЯБЛОКО, ТЕТРАДЬ».

5. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме величине, расположению в пространстве (круг, квадрат, овал, больше меньше, большой маленький, справа-слева, вверху-внизу) – достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребёнок неизбежно встретиться с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слова, что приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В данном случае ребенок «застревает» на этапе овладения самой техникой письма. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила, которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

Самостоятельно маме и папе помочь ребенку с дисграфией не удастся, ему понадобиться помощь специалиста – логопеда.

Для полноценного обучения в школе, ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, сформированность грамматических систем, речевой слух и зрение на буквы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дисграфия. Коррекционная работа в дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 08:19
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД