МААМ-картинки

Консультация «Детские страхи»

Веденеева Олеся Валентиновна
Консультация «Детские страхи»

Слайд 1

Каждому человеку свойственно чего-то бояться, а ребёнку тем более. Ведь его окружает огромный и неизведанный мир. Малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут проявиться и во взрослой жизни, поэтому задача каждого родителя, воспитателя и психолога вовремя помочь ребёнку.

Так что же такое страх?

Слайд 2

Публикация «Консультация „Детские страхи“» размещена в разделах

По мнению известного психолога Александра Ивановича Захарова, страх – это аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы.

По данным исследований, каждый второй ребёнок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребёнок уже многое видит и знает, но ещё не всё понимает, необузданная детская фантазия ещё не сдерживается реальными представлениями о мире.

Слайд 3

Для ребенка страх - это самая сильная эмоция.

Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка.

Слайд 4

Можно выделить несколько причин, по которым возникают детские страхи :

1. Психологическая травма. Это острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в сознании ребёнка. Такие эпизоды, как укус собаки или падение с лошади травмирует не только физически, но и психически. То, что может наносить психологическую травму одному ребёнку, бесследно может проходить для другого. Эта травма надолго остаётся в эмоциональной памяти ребёнка.

2. Внушённые страхи. Часто родители и близкое окружение являются причиной появления страхов у детей. Они сами пугают ребенка, говоря ему нечто вроде: «Не подходи к собаке – укусит» и естественно ребенок начинает бояться. Страхи родителей передаются малышу и становятся его собственными.

3. Детская фантазия. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение, образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Большинство детских страхов они придумывают себе сами. Например, ребенок испытывает боязнь темноты, потому что он нарисовал в своем воображении различных приведений и монстров. И глубоко поверил в свои фантазии. Они стали для него пугающей реальностью.

4. Внутрисемейные конфликты. Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.

5. Взаимоотношения со сверстниками. Разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка, часто влечёт за собой заниженную самооценку и страх.

6. Гипперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов.

7. Невроз. Причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Слайд 5

Можно выделить следующие виды детских страхов :

1. Навязчивые страхи.

Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т. д.

2. Бредовые страхи

Наличие таких страхов иногда может указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т. д. Но, если у ребёнка выявился такой страх, заметьте, возможно, он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.

3. Сверхценные страхи.

Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Слайд 6

Диагностику детских страхов можно проводить различными способами: с помощью тестов, опросников, рисуночных методик. Все они имеют общую цель и достаточно эффективны. Диагностика проводится в два этапа. Первичная диагностика проводится для выявления проблемы и разработки коррекционных мероприятий. Вторичная – для прослеживания эффективности коррекционных методов.

Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен.) разработан для проверки уровня тревожности ребёнка.

Целью теста «Страхи в домиках» (методика М. А. Панфиловой.) выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

Методика выявления детских страхов (А. И. Захарова) направлена на выявление количества и группы детских страхов.

Слайд 7

В работе с детскими страхами существует ряд коррекционных методов. Рассмотрим следующие методы:

1. Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.

Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

2. Арттерапия эффективна в возрасте от 5 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.

Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

3. Сказкотерапия является эффективной в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Кроме того, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

4. Песочная терапия. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

5. Телесная терапия. Двигательные упражнения поощряют высвобождение примитивных чувств, использование физического контакта, такого, как массаж, способствует снятию напряжения. Очень полезны упражнения на релаксацию и просто растирание тела.

Слайд 8

В работе педагога-психолога существует ряд направлений по просветительской деятельности в работе с родителями и воспитателями: консультирование; лекции-семинары (для родителей, педагогов); стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Слайд 9

Прикреплённые файлы:

detskie-strahi_24la9.ppt | 37,5 Кб
 
Публикации по теме:

Детские страхи: причины и последствия «ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ» Известный психолог и врач А. И. Захаров определил страх как «аффективное (эмоционально заостренное).

Детские страхи. Игры для воспитателей по профилактике детских страхов В психологическом словаре Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов. (слайд) 1. Реальный страх – нормальная реакция на реальную внешнюю.

Детские страхи «Причины, виды, профилактика» Причины детских страхов Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько: - перенесённая ребёнком психотравмирующая.

Как преодолеть детские страхи Страхи возникают у детей, когда они не могут адаптироваться к каким-либо новым условиям, ситуациям объектам. Многие страхи формируются в.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и последствия» .

Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи»Консультация для родителей «Если ребенок испытывает страхи» Что такое страх, это знакомо каждому из нас. У детей он может проявляться по-разному и с разной силой. Страх является сигналом, который.

Консультация для родителей и педагогов «Детские страхи» Откуда берутся страхи? Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных детей.

Консультация для родителей «Страхи и страшные сны у детей» Страхи и страшные сны у детей Что такое страх? Страх – это фундаментальная эмоция человека, возникающая в ответ на действие угрозы. Как.

Семинар-практикум для педагогов «Детские страхи и как их победить» «Детские страхи и как их победить» Цель: расширение знаний педагогов об возникновения страхов у дошкольников и пути их преодоления. Приветствие-игра:.

Эссе «Детские страхи и их коррекция» В последние годы уже ни для кого не секрет, что проблема детских страхов у дошкольников стоит достаточно остро. В ситуации социальной нестабильности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Детские страхи»
Опубликовано: 20 октября 2018 в 21:43
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД