Папки-передвижки

Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой

Алексашина Галина
Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №8 «РЯБИНУШКА» - МБДОУ

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».

Подготовила:

воспитатель группы № 8

Алексашина Г. Н.

Ноябрь 2016 г.

Публикация «Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой» размещена в разделах

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.

Первые элементарные представления об окружающем мире, о явлениях и объектах природы, человек получает уже в детстве. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природой. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Дети по природе своей исследователи.

Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.

Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояние в другое (вода в твёрдом, жидком, газообразном состоянии, свойство воздуха (он есть всюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься, свойство магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т. д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.

Элементарные опыты

Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое изводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотношения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно—следственных связей. Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений.

По всей значимости эксперименты приближаются к наблюдению. Этот способ решения познавательной задачи в том случае, если не могут быть использованы другие способы.

В процессе экспериментирования дети убеждаются в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Во время совместного экспериментирования педагог с детьми ставит цель, совместно с ними определяются этапы работы, делаются выводы. В ходе деятельности формируются умение детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировать предположения детей, помогают им схематически отразить ход и результаты опыта.

Предположения и результаты эксперимента сравниваются, делаются выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?

Дети активно принимают участие в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие.

Цель проведения элементарных опытов :

1. Для установления причин тех или иных явлений.

2. Связей и отношений между предметами и явлениями.

3. Для ознакомления со свойствами предметов (воды, песка, льда).

Опыты проводят для :

1. Установление причин явлений в неживой природе (смена дня и ночи, почему идёт дождь)

2. Установление взаимосвязей между неживой природой и растительным миром (зависимость роста растений от воды и света).

3. Установление взаимосвязи между неживой природой.

Этапы поисковой деятельности:

1. Этап постановки познавательной задачи (Что происходит и почему происходит)

2. Выдвижение предложений о причине того или иного явления или его результат.

3. Выбор способов проверки предложений

4. Проверка предложений

5. Формирование выводов не основе наблюдений.

Элементарные опыты :

1. Измерить температуру воздуха в квартире, на улице и сравнить.

2. Налить воду в формочки для льда и заморозить её в холодильнике или на улице в морозный день. Предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лёд растает, и превратиться в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лё д: кто держал его в рукавичках или голых руках. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стёклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду.

3. В ванночку с водой опускать различные по весу предметы. В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой, опустить в оба стакана яйца. Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем соли, кристалликов марганца.

4. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Опустить пустую бутылочку в таз с водой - из бутылочки выходят пузырьки. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на её горлышко воздушный шарик, Поставить бутылку в миску с горячей водой.

5. Пропустить воду через песок и глину. Рассмотреть, взвесить, определить рукой температуру предметов из различных металлов.

6. Измерить температуру горячей и холодной воды. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения.

7. "Радужная плёнка". Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадёт в воду. Наблюдать за поверхностью воды.

12. Определить стороны горизонта по компасу. Определить по компасу, где находиться север, юг, восток, запад.

Публикации по теме:

«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Картотека наблюдений за живой и неживой природой в сентябре месяце Сентябрь. Карточка №1. Наблюдение за сезонными изменениями. Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; — учить выделять.

Консультация для педсовета «История формирования основ патриотизма при ознакомлении дошкольников с природой родного края» КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

Опыты с неживой природой Опыты с неживой природой. ОПЫТЫ. Тема:Какой бывает вода? Цель:познакомить детей с некоторыми свойствами воды,обратить внимания детей на.

Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой-огонь «Спасаем кошкин дом» «СПАСАЕМ КОШКИН ДОМ» СЛАЙД 1 – ДОМ 2. Вед. А сейчас про кошкин дом Разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка Припеваючи жила Но беда пришла.

Памятка для педагогов при проведении элементарных опытов Использование элементарных опытов ставит перед педагогом такие требования, как: 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного.

Индивидуальный план самообразования «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края» сентябрь Изучение материала по теме. Подбор литературы по теме. Мониторинг Анкетирование «Что такое экология?». Собрание «Формирование.

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой 1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование.

Экспериментирование как метод знакомства детей с неживой природой «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет даёт возможность упражнять рассудок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 15:15
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД