МААМ-картинки

Легоконструирование в работе с детьми с ТМНР

Окишева Анна
Легоконструирование в работе с детьми с ТМНР

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование.

Мой выбор в использовании данной технологии в коррекционной работе с детьми с ТМНР был не случайным. Учитывая тот факт, что психофизическое развитие школьников с ТМНР значительно отстаёт от их (так называемого) паспортного возраста, игровая деятельность по-прежнему остается ведущей в образовательном процессе. Лего-конструирование – это игра нового поколения. Она помогает решать многие коррекционно-развивающие задачи.

Публикация «Легоконструирование в работе с детьми с ТМНР» размещена в разделах

Занятия с Лего-конструктором способствуют :

-развитию сенсорных представлений, поскольку в игре дети используют детали разной формы, цвета, величины;

- развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

- развитию мелкой моторики;

- формированию навыков пространственной ориентации (ребёнок лучше усваивает такие понятия, как «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между» и др.)

- формированию элементарных математических представлений (пересчёт деталей, понятий длинный – короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, большой - маленький)

- развитию речи (это и коммуникативное взаимодействие во время игры и рассказ о постройке, и звукоподражание при сюжетно-ролевой игре, например: в лего-ферму, когда ребёнок подражает звукам животных или трактора)

-развитию творческого воображения.

В работе с детьми с ТМНР я использую разные виды конструктора Лего (и его аналоги). Для детей с резко ограниченными моторными функциями ( например: у детей с ДЦП, или гипотонией мышц рук) я использую наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием мелкой моторики я использую конструкторы средних размеров (например Лего-дупло и его аналоги, а уже для среднего школьного звена подходит классический конструктор-Лего.

Дети быстро теряют интерес к тем игрушкам, которые не трансформируются. А игрушки, которые можно модифицировать и модернизировать, привлекают интерес ребёнка и подталкивают к новым экспериментам. Это активизирует физическую и умственную деятельность.

Поскольку конструктор можно располагать не только на столе, но и на полу, ребёнку во время занятий нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для наших детей.

Развитие детей с ТМНР с применением Лего делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению словесных инструкций. Это помогает усвоению и закреплению учебного материала.

Я использую элементы лего-конструирования на своих занятиях по коррекционным курсам:

Предметно-практические действия

Двигательное развитие

Лего-конструированию может быть посвящен как весь урок, так и какая-либо его часть ( например: орг-момент или физкультминутка). Конструктор можно использовать как дидактический материал, благодаря которому дети на собственном чувственном опыте могут усвоить элементарные пространственные и математические понятия.

Свою работу с обучающимися первых классов я начинаю со знакомства детей с конструктором, его разнообразием, с правилами и приёмами работы, с техникой безопасности, с названием деталей, способами крепления деталей.

Практическую работу начинаю с создания несложных конструкций по образцу. Ребёнку показывается образец того, что нужно сделать, и как это построить из деталей конструктора. Обучающийся должен повторить за педагогом. Играя таким способом, ребёнок учится подражать, что в дальнейшем подталкивает его к самостоятельному творческому процессу. Также для стимуляции творческой фантазии я предлагаю ребёнку самостоятельно дополнить образец каким-либо элементом ( например: добавить к домику трубу или забор).

Затем я учу детей строить по модели. Ребенку показывается образец. При этом он не видит у модели, все её элементы. Ребёнку предлагается воспроизвести модель из имеющихся материалов самостоятельно. То есть задача есть, а решения нет. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Также детям я предлагаю построение по условиям. Здесь нет образца, нет рисунков, нет схем, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели. ( Например: давай построим трактор, пусть он будет синего цветы, с большим ковшом и прицепом и т. д.) Играя по таким правилам у ребёнка вырабатывается умение анализировать, а также развивается изобретательское конструирование.

Ребятам постарше я предлагаю создание модели по простым чертежам. На доске я зарисовываю план (чертёж) будущей постройки. И из деталей конструктора создается настоящий объект.

Также обучающиеся среднего звена могут построить модели по замыслу или по теме. В такой игре ребёнок сам выбирает материалы способы выполнения своих идей. Но сразу оговорюсь, что далеко не всем моим ученикам доступен этот вид игры, лишь немногим.

В работе с детьми с ТМНР я активно использую карточки-схемы. Начинаю с простых построек башен из трёх-четырёх кубиков, далее увеличиваю количество кубиков и чередование цвета. И самый сложный вариант постройки по карточке схеме я назвала «тетрис». Поделюсь, как я это делаю. Большая пластина в произвольном порядке заполняется плоскими деталями Лего разных цветов и размеров. Далее я сканирую эту пластину получая карточку-схему. Разбираю и предлагаю ребёнку собрать. Вариантов таких схем может быть огромное множество, с хаотичным или симметричным рисунком, а может даже с каким-то изображением.

Лего-конструирование приходит на помощь и в изучении букв. Выстраивая букву по схеме ребёнок может лучше запомнить её образ. На фотографиях вы можете видеть урок по закреплению букв А, У. Здесь Лего-конструирование выступает как элемент (одна из частей) занятия. После того как дети построили буквы им предлагается позаниматься на интерактивном логопедическом оборудовании.

Как правило, я перевожу Лего-конструирование в игровую деятельность. Вместе с детьми я использую построенные модели в сюжетно-ролевых играх, развивая и активизируя речь ребёнка.

Использование элементов лего-конструирования в коррекционно-развивающем обучении детей с умственной отсталостью положительно влияет на их общее развитие, способствует коррекции недостатков их психического развития, формированию элементарных коммуникативных умений и навыков. Лего позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Публикации по теме:

Зрительная гимнастика в работе с детьми 5–7 лет Зрительная гимнастика для глаз 2 слайд Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного.

Фотоотчет о летней работе с детьмиФотоотчет о летней работе с детьми Спортивно – познавательная викторина «Путешествие по сказкам». Для детей закончился учебный год, впереди яркое всеми любимое лето. Но для.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьмиКоррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Легоконструирование в детском саду. ФотоотчетЛегоконструирование в детском саду. Фотоотчет 10 августа-день рождения Лего. Лего-конструирование - вид моделирующей творческое-продуктивной деятельности. С помощью лего-конструктора.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Легоконструирование для детей старшего дошкольного возраста Тема : Конструирование «Лего – яблоко, груша и слива» Теория. Научить строить фрукты передавая характерные особенности. Развивать творческое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Легоконструирование в работе с детьми с ТМНР
Опубликовано: 31 августа 2023 в 19:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД