Папки-передвижки

Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ирина Шабалина
Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время неуклонно увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. Среди них большую часть детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (далее - ОНР); это сложная разнородная группа по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Одним из узловых образований в системе коррекции ОНР является фонематический слух. В отечественной логопедической практике широко представлены методы диагностики и развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (Р. Е. Левина, Г. А. Туманова, Е. В. Колесникова, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина и другие).

Публикация «Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Остановимся более подробно на методиках развития фонематического слуха для детей среднего дошкольного возраста.

Учебно-методическое пособие Е. В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» [2] содержит 32 занятия, которые включают элементы по развитию речи, что позволяет лучше усвоить программу. Работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения детей умению интонационно произносить свистящие, шипящие, сонорные звуки, чуть позже - взрывные, губные звуки; различать короткие и длинные слова; делить слова на слоги; определять и называть первый звук в слове; дифференцировать твердые и мягкие согласные. В методическое пособие включены задания по развитию графических навыков и развитию мелкой моторики. Программа реализуется в речевых играх и упражнениях с использованием наглядного материала.

Т. А. Ткаченко принадлежит авторская система развития фонематического слуха у детей у детей 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи [5]. Данное пособие предназначено для коррекционных занятий с детьми, имеющими различный уровень речевого развития: от лепетной речи с практически несформированным фонематическим восприятием до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития. Альбом содержит коррекционные упражнения и рисунки с целью опоры на зрительное восприятие ребенка для более успешного проведения коррекционной работы. В пособии несколько разделов, а именно: узнавание неречевых звуков; различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем. С целью учета индивидуальных возможностей ребенка в конце альбома предусмотрена «Записная книжка», в которой логопеду следует фиксировать степень усвоения материала знаком «+» или «-», вносить свои замечания и дополнительные задания.

Можно утверждать, что методики Е. В. Колесниковой и Т. А. Ткаченко, направленные на формирование фонематических процессов во время логопедической коррекции, – схожи. Их различие – в использовании авторского речевого материала (слова, стихотворения, поговорки и т. д., количестве частей в пособиях и наличии дополнительных рабочих тетрадей у Е. В. Колесниковой.

Система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной [6] включает комплексное и поэтапное формирование фонематического слуха у детей c общим недоразвитием речи. В первый год обучения дети среднего дошкольного возраста (II уровень речевого развития) учатся узнавать неречевые звуки; на слух дифференцировать длинные и короткие слова; отхлопывать предложенный рисунок слова; запоминать и проговаривать слоговые сочетания. На втором году обучения преодолеваются затруднения в воспроизведении слов различной слоговой структуры. Проводятся упражнения по различению звуков по признаку глухости - звонкости, мягкости – твердости. Развитие элементарных навыков звукового анализа происходит при обучении детей определению места звука в слове, выделению первого и последнего согласного, гласного в положении после согласного. На третьем году обучения проводятся упражнения на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, которые помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

В коррекционной программе Н. В. Нищевой [4] работа по развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза осуществляется параллельно с развитием произносительной, просодической стороны речи, слоговой структуры слова, связной речи. Планируемые результаты для детей 4-5 лет : уметь различать гласные и согласные звуки, выделять их из ряда звуков, слогов, слов; различать слова с начальными ударными гласными; дифференцировать звуки, отличающиеся акустически и артикуляционно; производить анализ и синтез обратных и прямых слогов, слов из трех звуков; подбирать слова с заданным звуком.

Важно отметить, что большинство авторов предлагает работу над формированием фонематического слуха осуществлять поэтапно, учитывая последовательность развития и становления фонематической стороны речи в онтогенезе и механизмы нарушений.

Существующие на данный момент системы работы по коррекции фонематического слуха дошкольников затрагивают все фонематические процессы в целом, и не являются строго дифференцированными. Кроме того, несмотря на значимость проблемы, комплекс коррекционно-развивающих упражнений, используемый в рамках этих систем, нельзя назвать полным.

Некоторые компоненты фонематического слуха, выделенные Е. Н. Белоус [1], несмотря на свою теоретическую разработанность, представленную в различных программах, все же не имеют прикладного практического подкрепления в форме специализированных развивающих заданий. Это следует учитывать при разработке рабочей программы коррекционного курса «Произношение» у детей среднего дошкольного возраста [3].

Список использованных источников

1. Белоус Е. Н. К проблеме структуры фонематического слуха/ Е. Н. Белоус// Образование и наука. 2009. № 10. С. 122–127.

2. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». М. : Издательство «Ювента», 2007. 96 с.

3. Мамаева А. В. Деятельность учителя-логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. Красноярск, 2019. 300 с.

4. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.200 с.

5. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. 32 с.

6. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного

возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М. : Айрис-пресс, 2008. 224 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 сентября 2023 в 09:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД