Получи документы

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях

Наталья Созинова
Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях

1. Функциональная грамотность.

Академик Алексей Алексеевич Леонтьев – знаменитый на весь мир специалист по психолингвистике, руководитель авторского коллектива и основной автор образовательной программы «Школа 2100», определил понятие «функциональной грамотности» следующими словами:

«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»

Публикация «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях» размещена в разделах

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотного человека. Принципы современной прогрессивной российской системы воспитания дошкольников точно отражены в известной китайской пословице: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – это станет моим навсегда».

Цели современной системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. А другими словами – выращивать функционально грамотную личность : стимулировать интеллект ребёнка через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у детей умения применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать её.

Функционально грамотная личность – это человек, который:

• ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями (дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности);

• способен выбирать и принимать решение (адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе);

• умеет отвечать за свои решения (характеристики зрелой личности закладываются в детстве);

• способен нести ответственность за себя и своих близких (ребёнок способен оптимизировать отношения с социумом и прежде всего – с родителями);

• легко адаптируется в любом социуме и умеет активно влиять на него (такой путь ведёт ребёнка к успешному вступлению во взрослую жизнь);

• хорошо владеет устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми (общение и речь связаны неразрывно);

• владеет современными информационными технологиями (мы уже не представляем развитие общества без информационных ресурсов, значимых наравне с материальными, энергетическими и трудовыми).

Оценка функциональной грамотности обучающихся проводится по многим направлениям: математическая, финансовая, глобальная компетенция и другие.

Логопедов интересует оценка читательской грамотности детей – способность понимать, использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для расширения своих возможностей.

2. Подгрупповые логопедические занятия как способ формирования функциональной грамотности старших дошкольников.

Как известно, успешное владение речью (устной, письменной)- достаточно высоко сформированная читательская функциональная грамотность, необходима человеку и в повседневной жизни, и в профессиональной сфере.

У детей с тяжелыми нарушениями речи чаще всего целый комплекс проблем на пути формирования функциональной грамотности. Все специалисты коррекционного направления отмечают: дошкольники с особыми образовательными потребностями в большинстве своём раздражительны, молчаливы, заторможены или гиперактивны, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности. Эти ребята нуждаются в специальном лечении и обучении. Логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях включает в себя как индивидуальную работу с каждым ребёнком, так и фронтальную – со всей группой детей.

Эффективная форма взаимодействия педагога с дошкольниками – подгрупповое занятие в логопедическом кабинете. Такие занятия необходимы, чтобы обеспечить индивидуально-приемлемую среду развития и социализации каждого ребёнка. Главная особенность таких занятий – уход от учебной деятельности к игровой с обязательной позитивной эмоциональной окраской. Нет ничего прекрасней, чем изо дня в день видеть, как растёт в ребёнке желание общаться, учиться, достигать успеха.

Особенно сложно бывает педагогу проводить логопедический массаж ребёнку с повышенной чувствительностью органов артикуляции и нарушениями центральной нервной системы. Логопедический массаж и артикуляционные упражнения являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий в рамках работы по формированию функциональной грамотности дошкольников.

В любом сложном деле на помощь педагогу приходят нестандартные решения. Так любима детьми игра - особенно, если в ней участвуют какие-либо необычные персонажи – лохматые и смешные куклы, весёлые «живые язычки», хитрые пираты, множество зверюшек и прочие «помощники» логопеда. Так, на радость детям, из обычного пушистого носочка появился Зелибоба – дружок всех девочек и мальчиков, которые хотят научиться легко разминать свои языки. Игра с элементами массажа языка и артикуляционными упражнениями привлекательна для ребят и позволяет достичь результатов максимально эффективно.

Дети любят фантазировать, импровизировать, играя, забывают о неприятных ощущениях, связанных с массажными движениями на нежных детских органах артикуляции. Сначала под руководством логопеда, а потом и сами ребята активно разминают и укрепляют речевой аппарат, что необходимо для нормализации мышечного тонуса мимической мускулатуры.

Старшие дошкольники эффективно взаимодействуют на подгрупповых занятиях, любят выступать в роли «учителя», если более сильные ребята показывают свои умения выполнять сложные задания тем, кто ещё не справляется. Так устанавливается особая атмосфера товарищества, взаимовыручки, а это – настоящая школа общения. Ребята учатся оценивать свою работу, результаты друзей, помогать и подбадривать в сложных ситуациях.

Такой формат позволяет реализовать принцип сотрудничества, способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных дружеских взаимоотношений и в итоге- способствует формированию функциональной грамотности старших дошкольников.

От всей души желаю успехов коллегам логопедам в нашей интересной работе.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Игра для обучения грамотности старших дошкольников «Типография» из винных пробокИгра для обучения грамотности старших дошкольников «Типография» из винных пробок Ребята старшего дошкольного возраста стали все чаще использовать в своих играх навыки письма. Пишут друг другу " записки",подписывают.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях
Опубликовано: 29 марта 2024 в 08:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД