МААМ-картинки

Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ

Лариса Атласова
Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ

Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ

Дошкольное образование призвано создавать условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Каждый педагог заинтересован в сознательном регулировании процесса гендерной принадлежности как основополагающей характеристики дошкольника, закладывающей и определяющей траекторию личностного развития.

Публикация «Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ» размещена в разделах

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

В ходе работы над проблемой «Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ» поставили цель - сформировать у детей дошкольного возраста гендерную компетентность, ценностное отношение к себе, как к человеку соответствующего пола, способность к самореализации. Также определены задачи гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения (январь – август 2019 г.) :

создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта;

отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности;

создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях ДОУ.

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения (сентябрь 2019 г. – май 2022 г.) :

внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

разработку и внедрение методического обеспечения.

III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности (май – декабрь 2022 г.) :

оценку эффективности реализации проекта;

осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

В самом начале работы каждый педагог сначала самостоятельно изучил понятия гендерного воспитания, а затем на семинаре мы подвели итог данной работы. Такая индивидуальная работа педагогов проводилась для того, чтобы каждый воспитатель и специалист разобрался в мозаике понятийного аппарата. Поэтому работа с педагогами заключалась не только в понимании и изучении этих терминов, параллельно проводились педагогические советы, семинары, семинары-практикумы для более тонкого изучения спектра новых понятий и явлений.

В основу деятельности педагогического коллектива по гендерному воспитанию дошкольников легли педагогические изыскания гендерной психологии и педагогики «Мальчики и девочки – два разных мира» (авторы В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман.) Подобрали методику проведения мониторинга гендерной идентификации дошкольников, представленную в методическом пособии А. М. Щетининой, О. И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5-7 лет».

С этого учебного года открыли две гендерные группы. Отдельно для девочек группа «Кэрэчээнэ» и для мальчиков – группа «Уолан», группы получились разновозрастные от 4 до 6 лет. А в ранне-младшую группу от 1,5 до 3 лет ходят и девочки, и мальчики вместе.

На основании годового плана педагогами ДОУ составлен план работы в каждой возрастной группе, в котором были запланированы изменения в предметно-развивающей среде, составлен игровой комплекс, подготовлены рекомендации для родителей. На данном этапе работа заключается в составлении и календарно-тематического планирования, и конспектирования непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода. Непосредственно образовательная деятельность проводится в подгруппах, учитывая возрастные особенности воспитанников. План работы с учетом гендерной принадлежности разработан не только воспитателями групп, но и всеми специалистами детского сада. Планируем организовать хор мальчиков, танцевальные группы с элементами балета для девочек. Кружковая работа также будет вестись с учетом гендерной идентичности, что будет способствовать социальному развитию детей.

Мы постарались создать в детском саду предметно-развивающие, психологические и педагогические условия для формирования личности ребенка в соответствии с его половой принадлежностью.

Также главной составляющей реализации данного проекта является работа с семьями наших воспитанников, существует необходимость проведения с родителями просветительской работы. Это различные консультации для родителей по физическому и психологическому развитию мальчиков и девочек. Мы уверены, что данные консультации помогают родителям не игнорировать вопросы детей, ответы должны быть немедленными, краткими, понятными для ребенка, правдивыми.

С целью выявления потребностей родителей в педагогических знаниях, стремления понять своего ребенка провели анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», «Роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке». Гендерная социализация дошкольников – это центральная тема на родительских собраниях. Круглые столы, совместные развлечения, досуги детей совместно с родителями, индивидуальные консультации помогут родителям выстраивать взаимоотношения с ребенком в семье в соответствии с его половой принадлежностью.

Результатом реализации проекта станет систематизация и пропаганда опыта по проблеме, совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию, рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах. Результаты проекта планируем представить в форме методических материалов для реализации в ДОУ и для представления на семинарах и конференциях разного уровня.

Мы только начали работу в этом направлении, но уже можем выявить несколько трудностей: необходима самоподготовка воспитателей по данной теме. Педагоги не знакомы с гендерной проблематикой относительно дошкольного возраста детей, ни среднее, ни высшее педагогическое дошкольное образование не знакомит студентов с данной темой. Организовать и обеспечить теоретическое изучение проблематики в условиях интенсивного труда педагогов сложно. Изменяющийся состав детей в группах тоже затрудняет работу. Часть детей закончит детский сад, и новых воспитанников с младшей группы придется диагностировать заново и выявлять гендерные особенности. Но тем работа и станет интереснее, будет возможность сравнивать результаты, усовершенствовать работу и разработать программу по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

В заключение хотелось бы сказать, что работа с детьми на основе гендерного подхода очень увлекательна, и очень надеемся, что она даст определенные положительные результаты.

Публикации по теме:

Дидактические игры по теме «Школьные принадлежности» для детей старшей группыДидактические игры по теме «Школьные принадлежности» для детей старшей группы Дидактические игры по теме "Школьные принадлежности" для детей старшей группы. Предлагаю Вашему вниманию игры,которые на своей группе.

Формирование у воспитанников умения выразительного пения, самовыражения в музыкальных импровизациях Музыкальное занятие с воспитанниками второй младшей группы (возраст 3-4 года). Материал подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей.

Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения»Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения» Задачи: Образовательные: • Формировать представление о собственной половой принадлежности. • Формировать нравственно-волевые качества и.

Конспект НОД по формированию гендерной принадлежности «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой» в старшей группе Цель: выявить и закрепить понятия ребёнка о себе, как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков.

Конспект занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки.

Конспект занятия «Школа, школьные принадлежности, класс, парты» в подготовительной группеКонспект занятия «Школа, школьные принадлежности, класс, парты» в подготовительной группе Цель: Уточнить и расширить знания детей о школе и школьных принадлежностях; Развивать воображение и творческие способности детей; Воспитывать.

Мини-музей «Школьные принадлежности»Мини-музей «Школьные принадлежности» Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора: «Я поведу тебя в музей».

НОД по обучению грамоте с учетом гендерной принадлежности детей в подготовительной группе «Веселые игры с Незнайкой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень Ломоносовского р-на Ленинградской обл. Конспект.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОУ
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 07:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД