Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Лариса Шалимова
Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана

"Центр развития ребенка - детский сад "Василек"

«Формирование графо-моторных навыков у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».

Автор:

Шалимова Лариса Александровна

учитель-логопед

Абакан 2013

Формирование графо-моторных навыков у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике.

При нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций таких, как звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно- пространственные восприятия и представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.

Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание подготовке к обучению грамоте, особенно когда речь идет о детях, имеющих нарушение речи.

В результате многолетней работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нами было выявлено следующее:

• у детей недостаточно развита координация движений;

• плохо развита мелкая моторика пальцев рук;

недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;

недостаточно развито чувство ритма;

• плохо координирована деятельность руки и глаза;

недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);

• низкие параметры произвольного внимания (переключаемость, концентрация);

недостаточно развита зрительная память;

• плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;

• плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;

недостаточно развиты графо-моторные навыки;

Таким образом, у многих дошкольников с общим недоразвитием речи можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом. Выявление особенностей развития графо-моторных навыков у детей с ОНР подтверждают необходимость определения основных путей развития данного навыка.

Для того, чтобы хорошо и красиво писать, ребенку нужно овладеть элементарными графическими действиями. И в данном случае рисование является лучшим способом. Рисуя, дети приобретают и закрепляют навыки, необходимые в дальнейшем для написания букв.

Сначала дети учатся обводить предметы по контуру и по пунктиру, закрашивая рисунки сплошными, вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, а потом срисовывать рисунки по клеткам, рисовать самостоятельно по заданию.

Начинать работу рекомендуется с выбора инструмента. Лучше всего, если на первых этапах это будут мягкие карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш. Детям предлагается обводить по контуру простые рисунки (яблоки, груши, виноград) и геометрические фигуры (круг, квадрат). Ручку использовать не рекомендуется.

Так же для развития графо-моторных навыков необходимо развивать мелкую моторику рук, для этого нами были предложены следующие упражнения:

1."Пальчиковые игры"

-"Буквы" - изобразить руками буквы О,Л,М,Т и др.

-"Необычное животное" - показать, как передвигается животное, у которого пять ног по столу (сначала левой, затем правой рукой).

-"Пила"- ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение).

-"Фонарик" -основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

2. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

-" Наложенные изображения"- назвать все изображения на картинке наложенные друг на друга.

-"Незаконченные изображения"- назвать недостающие детали на изображении и дорисовать.

3. Упражнения на развитие координированных графических движений.

- "Трудные виражи"- не отрывая руки, карандашом провести изгибистые линии, усложняя задание более сложными виражами.

- "Графический диктант" и другие упражнения.

Далее дети выполняли различные штриховые рисунки, а также обводили рисунки и узоры по пунктирным линиям, затем старались продолжить их самостоятельно.

Таким образом, описанные выше упражнения помогают сформировать графо-моторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это поможет детям развить и сформировать навыки, помогающие правильно держать ручку, регулировать силу нажима на карандаш и не уставать при долгих письменных нагрузках.

Литература

1. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова-М. ВЛАДОС, 1999.

2. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма /Е. В. Гурьянов-М.: Издательство АПН, 1959.

3. Иншакова,О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет / О. Б. Иншакова,-М.: ВЛАДОС, 2005

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина .

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 07:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...