Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Лариса Шалимова
Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана

"Центр развития ребенка - детский сад "Василек"

«Формирование графо-моторных навыков у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».

Автор:

Шалимова Лариса Александровна

учитель-логопед

Абакан 2013

Формирование графо-моторных навыков у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике.

При нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций таких, как звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно- пространственные восприятия и представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.

Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание подготовке к обучению грамоте, особенно когда речь идет о детях, имеющих нарушение речи.

В результате многолетней работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нами было выявлено следующее:

• у детей недостаточно развита координация движений;

• плохо развита мелкая моторика пальцев рук;

недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;

недостаточно развито чувство ритма;

• плохо координирована деятельность руки и глаза;

недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);

• низкие параметры произвольного внимания (переключаемость, концентрация);

недостаточно развита зрительная память;

• плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;

• плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;

недостаточно развиты графо-моторные навыки;

Таким образом, у многих дошкольников с общим недоразвитием речи можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом. Выявление особенностей развития графо-моторных навыков у детей с ОНР подтверждают необходимость определения основных путей развития данного навыка.

Для того, чтобы хорошо и красиво писать, ребенку нужно овладеть элементарными графическими действиями. И в данном случае рисование является лучшим способом. Рисуя, дети приобретают и закрепляют навыки, необходимые в дальнейшем для написания букв.

Сначала дети учатся обводить предметы по контуру и по пунктиру, закрашивая рисунки сплошными, вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, а потом срисовывать рисунки по клеткам, рисовать самостоятельно по заданию.

Начинать работу рекомендуется с выбора инструмента. Лучше всего, если на первых этапах это будут мягкие карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш. Детям предлагается обводить по контуру простые рисунки (яблоки, груши, виноград) и геометрические фигуры (круг, квадрат). Ручку использовать не рекомендуется.

Так же для развития графо-моторных навыков необходимо развивать мелкую моторику рук, для этого нами были предложены следующие упражнения:

1."Пальчиковые игры"

-"Буквы" - изобразить руками буквы О,Л,М,Т и др.

-"Необычное животное" - показать, как передвигается животное, у которого пять ног по столу (сначала левой, затем правой рукой).

-"Пила"- ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение).

-"Фонарик" -основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

2. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

-" Наложенные изображения"- назвать все изображения на картинке наложенные друг на друга.

-"Незаконченные изображения"- назвать недостающие детали на изображении и дорисовать.

3. Упражнения на развитие координированных графических движений.

- "Трудные виражи"- не отрывая руки, карандашом провести изгибистые линии, усложняя задание более сложными виражами.

- "Графический диктант" и другие упражнения.

Далее дети выполняли различные штриховые рисунки, а также обводили рисунки и узоры по пунктирным линиям, затем старались продолжить их самостоятельно.

Таким образом, описанные выше упражнения помогают сформировать графо-моторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это поможет детям развить и сформировать навыки, помогающие правильно держать ручку, регулировать силу нажима на карандаш и не уставать при долгих письменных нагрузках.

Литература

1. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова-М. ВЛАДОС, 1999.

2. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма /Е. В. Гурьянов-М.: Издательство АПН, 1959.

3. Иншакова,О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет / О. Б. Иншакова,-М.: ВЛАДОС, 2005

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина .

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 07:56
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...