МААМ-картинки

Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Мельникова
Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста

Важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействует три основных формы :

1)Наглядно–действенное - способом преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб и ошибок.

2)Наглядно–образное (внутренний план действия) – способность к оперированию образами (в уме).

3)Словесно-логическое.

Необходим обучать ребенка способам логического запоминания, развивать логическую память, формировать такой важный способ, как классификация.

Публикация «Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Классификация –распределения предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеют свое место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может проводиться по существенным признакам (основная) и по несущественным (вспомогательное).

- Ребенок старшего дошкольного возраста Должен уметь классифицировать предметы – относить их к определенной группе (одежда, мебель, животные и т. д.).

- Называть группу предметов обобщающим понятием.

- Выделять «лишний» предмет из группы предметов, объясняя, почему он не подходит к остальным.

-Называть признак, объединяющий предметы («это все белое», «это все деревянное»).

- Подбирать предметы к обобщающему понятию («малина, клубника, смородина – это ягоды»).

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или не существенным признакам. Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать предметы, выделяя их существенные признаки, сходства и различия.

Рассмотрев картинку, ребенок должен быстро найти сходства и различия. Если задание предлагается выполнить устно, малыш должен с начала подумать, представить сравниваемые предметы, а потом назвать их признаки сходства и различия.

Задания на сравнение оценивают уровень произвольного внимания, зрительного восприятия, и памяти ребенка.

Умозаключения – форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение. Ребенок старшего дошкольного возраста может уже самостоятельно делать простые умозаключения. Один из видов умозаключения – это умозаключение по аналогии. Ребенку предлагается установить связь между предметами, а за тем по аналогии подобрать к другому подходящий предмет ( например : собака – шерсть, рыба – чешуя).

Очень полезное упражнение решение логических задач. Если ребенок самостоятельно способен решать несложные задачи, значит, логическое мышление у него развито на достаточном уровне.

Например :

- «Подбери подходящее слово в каждом ряду :

Дерево – ствол

Цветок – (лепесток, стебель, бабочка)

- «Закончи предложение»

Если береза выше дуба, то дуб - …

- «Назови слова противоположные по смыслу»

Веселый – грустный

Богатый - …

Закономерности - установление связей между предметами и явлениями, основанными на действия определенных законов. Дети должны уметь устанавливать несложные закономерности.

Предложите ребенку продолжить ряд рисунков, выбрав для этого подходящую фигуру, которая не нарушит данной закономерности. Малыш должен обязательно объяснить свое решение. Одно из упражнение – установление последовательности действий или событий. Ребёнок должен рассказать, почему он расставил картинки в таком порядке. Хорошо, если ребенок составит связный рассказ по картинкам, объединив их одним сюжетом.

- «Рассмотри, как расположены фигуры. Найди закономерность»

- «Выбери подходящую картинку вместо пустого квадрата»

- «Найди ошибки в составлении бус»

-«Подумай и скажи, что было сначала, а что потом»

Пространственное мышление – способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве.

Хорошо, если он умеет, соотносить предметы, по форме и размеру, подбирать детали или фрагменты, подходящие друг к другу или к предложенному образу.

Очень полезными для развития пространственного мышления игры с различными конструкторами, мозаикой, строительным материалом, а так же пазлами и головоломками.

-«Подумай к каким домикам ведут эти дорожки»

-«Подбери недостающий фрагмент»

-«Определи, в какую сторону будет вращаться каждое колесо»

В процессе работы по формированию мышления происходят положительные изменения в области развития личности детей. При встрече с трудностями в мыслительной деятельности у них наблюдается желание преодолеть их самостоятельно, найти выход из затруднения, что очень важно для развития их эмоционально-волевой сферы.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 15:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД