Формирование нравственных качеств у детей с нарушением зрения через игры, занятия, упражнения.

Светлана Попкова
Формирование нравственных качеств у детей с нарушением зрения через игры, занятия, упражнения.

.

"Ничто не может быть страшнее,как потерять

зрение,это невыносимая

обида,она =отнимает у человека девять десятых

мира. "

М. Горький

Из всех органов чувств человека глаз всегда признается наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни. И каждому должно быть ясно, как важно оберегать и сохранять ценнейший дар природы - зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте, это трагедия.

Прекрасные детские глаза. То широко открыты от удивления, то затуманены слезой, то искрящиеся радостью.

И вдруг, порой непоправимое несчастье - травма глаза. А затем усилия врачей- процедуры, привязки, нередко операции, лечение на аппаратах.

Смотреть одним глазом намного труднее. Ребенок с одним видящем газом значительно отстает в развитии от здоровых детей. Такие дети быстрее устают, нередко страдают головными болями. Дефект зрения отрицательно сказывается и на психике ребенка. И, конечно же, детям с нарушением зрения очень сложно общаться друг с другом. А ведь, с первых минут жизни каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека- источником внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Первые формы социального контакта – улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно в ответ на появление взрослого в поле зрения ребенка. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации являются необходимы условием полноценной жизни человека. Развитие личности происходит по двум направлениям социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Именно на гармонии этих двух линий развитии ребенка и направлено образование, реализующее личностно - ориентированный подход. Воспитание, в контексте личностно - ориентированного подхода должно пониматься «как приобщение к миру человеческих ценностей» и что именно в дошкольном возрасте «формируются начало нравственного сознания».

Современна ситуация в образовании, и особенно в дошкольном является не простой. Неуклонно растет число сочетаний отклонений в развитие. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психологических нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, повышенная тревожность, искажение процессов социализации. Фактически специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях обще развивающего вида.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной школы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

Для формирование любого нравственного качества важно, чтобы оно происходило осознано. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка складывается представление о сущности нравственного качества. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возник МОТИВ для приобретения. Появление мотива влечет за собой отношения к качеству, отсюда формируется социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведение. Поступки и поведения берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом вырисовывается механизм нравственного воспитания.

Каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы без корыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.

МЕХАНИЗМ НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В первую группу задач входят:

• Задачи формирования его механизма представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить. что это единый механизм и формирования одного компонента обязательно предполагает влияние на другой, другие компоненты. На каждом этапе своего развития общество решает разные задачи, воспитывая у людей разные нравственные идеалы. В одни годы – значимо воспитание коллективизма, в другие – патриотизма. Сегодня – деловые качества, предприимчивость, перспективность.

Из этого вытекает вторая группа задач:

• Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребность общества обладающих конкретными, востребованными качествами на сегодняшний день.

I группа задач носит постоянный характер.

II вторая группа подвижна

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ

I группа – художественные средства: книги, литература, изобразительное искусство, музыка. Кукольный театр (настольный, теневой и другие, кино, диафильмы и другие средства – способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений

II группа – природа: вызывает гуманные чувства. Заботится о тех кто слабее, кто нуждается в помощи, защитить их.

III группа – собственная деятельность детей: игра, труд, чтение, учение, художественная деятельность (это практика нравственного поведения).

IV группа- общение: выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

V группа- средством может быть вся та обстановка, которая окружает ребенка: атмосфера может быть доброжелательной, пропитана любовью, а может быть жестокой, безнравственной. Выбор средств зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от развития нравственного качества (только начало закрепляться).

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.

Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольника. Оно осуществляется во всех видах деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией: М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. Т. С. Комаровой. По этой программе работает наш детский сад.

Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу (поселку, деревне, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение у выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей.

В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоциональное, позитивное общение дошкольников друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

В старшей группе «Чебурашка», на данный момент, по списку 14 человек детей. Так сложилось, что группа разновозрастная и девочек в группе больше чем мальчишек. А девчонки как все одна лидеры по натуре. Каждая личность, каждая «звезда». Конечно же, возникли проблемы в общении. Дети играли вместе только в присутствии педагога, общение сводилось к тому что: у кого красивые волосы с тем и дружим, если толстая – не играли, обзывали, игнорировали. Каждая доказывала свою правоту, свое превосходство, и т. д. и т. п.

Я, как воспитатель, этой группы решила выбрать себе тему по самообразованию «Формирование нравственных качеств у детей с нарушение зрения».

Начали с бесед, с чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, обговаривали различные нравственные ситуации. В младшей, средней группах мы с детьми научились не драться, не обижать друг друга, не ломать игрушки, пособия, не рвать книги, поддерживать порядок, убирать игрушки на место.

В старшей группе, дети уже более самостоятельны в общении. Могут подчиняться правилам. Развития наглядно-образовательного мышления помогает детям старшего возраста обобщать разные поступки и ситуации, используя в речи свои слова обозначающие те или иные нравственные качества (добрый, честный, справедливый, равнодушный).

Мне попалось в руки одна замечательная книга «Формирование нравственного здоровья дошкольников» под редакции Л. В. Кузнецовой, М. А. Панориловой. Этот сборник состоит из практических материалов, которые помогут воспитателям детских садов организовать игры, занятия, упражнения, направленные на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Наш детский сад в этом году также работает по годовому плану и одна из задач: «Нравственно - патриотическое воспитание детей, как средство всестороннего развития личности детей дошкольного возраста».

Я начала свою работу с подборки литературы. Детские книги – это одно из средств, которое помогает формировать нравственные качества. Затем разработала картотеку игр. Во многие мы уже играем, есть и любимые. Написала конспекты занятий. Начала составлять картотеку «нравственных ситуаций».

Использовала картины из пособия «что такое хорошо, что такое плохо». Эти картины используются как индивидуально, так и коллективно. Беседы, направленные на формирование представлений о правилах взаимоотношений. Все эти занятия, упражнения, беседы, игры направлены на формирование личностно-значимых нравственных ориентиров у детей, преодоление личностной не зрелости, агрессивности, повышенной невротичности, развития навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения.

Использование всех пособий, методических разработок и игр позволит:

Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе и в семье;

Повысит общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми;

Овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повышает возможности социальной адаптации детей в обществе и является эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте;

Сформировать положительное отношение к правилам поведения;

Развить умение принимать правило как руководство к действию;

Развить оценки и самооценки (стремление к объективной оценки);

Воспитание отзывчивости, стремление оказать помощь другому; доброты, сочувствия, скромности.

Наличие симпатий, предпочтений в общении со сверстниками (не в ущерб другим);

Повышение интереса к деятельности своих сверстников, умение пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий.

Публикации по теме:

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Тренажёр для укрепления зренияТренажёр для укрепления зрения «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», - гласит народная мудрость. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств у детей с нарушением зрения через игры, занятия, упражнения.
Опубликовано: 14 декабря 2012 в 18:38
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...