ольга шохова
Формирование потребности в общении у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью
Психолого-педагогические основы формирования потребности общения у детей дошкольного возраста.
Удовлетворение потребности в общении по поводу и в процессе изобразительной деятельности делает данную деятельность более привлекательной для ребенка, у него возникает опыт положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности. Возможность свободно вступить в общение с педагогом и сверстником развивает у дошкольника интерес к рисованию, лепке, аппликации. У ребенка формируется эмоционально положительное отношение к осуществляемой им деятельности в результате удовлетворения насущной потребности в общении с окружающими. Формирование потребности общения по поводу изобразительной деятельности является одним из основных факторов становления личности дошкольника. Со степенью развития обозначенной потребности связан уровень сформированности знаний, умений, навыков ребенка, его познавательных мотивов и интересов, а также других психических новообразований, составляющих базис личностной культуры.
Публикация «Формирование потребности в общении у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Педагогическими условиями формирования потребности общения детей друг с другом и педагогам на занятиях являются :
- создание атмосферы сотрудничества, исключающая жесткие дисциплинарные меры по отношению к детскому поведению, которые зажимают их, ограничивают свободу и общение между ними;
- использование различных методов и приемов, способов для активизации общения детей в процессе деятельности и по поводу ее осуществления, которые делают обозначенную деятельность более привлекательной для ребенка, развивают у него интерес к ней;
- организация совместной деятельности детей на занятиях наряду с индивидуальной работой детей над изображением, позволяющая детям, работая в паре или небольшой группе, найти необходимые формы оптимального сотрудничества, взаимодействия, общения с партнерами;
- введение социально и лично значимых стимулов объединения детей в совместную деятельность.
При организации занятий с детьми, направленных на формирование у них потребности высказываться по поводу целей, задач, средств и способов осуществления деятельности и в ее процессе руководствуются следующими принципами: дифференцированный и индивидуальный подход к детям, учитывающий их интересы, увлеченность определенными темами, желание действовать совместно или индивидуально;
- постепенное усложнение объединений детей в совместную деятельность количеством ситуаций, требующих взаимодействия друг с другом.
Учеными в области педагогики была разработана система действий воспитателя на каждом этапе занятия (объяснение педагогом изобразительного задания, планирование изобразительных действий, изображение, обсуждение результатов изобразительной деятельности детей).
Игровые занятия "В ателье", "В кафе", "Кто придумает больше оттенков цвета", и другие, которые объединяют детей общим замыслом, направленностью действий на общий результат деятельности, позволяют формировать у дошкольников потребность в доброжелательном общении и чувство взаимной ответственности друг перед другом. Задания типа: "Раскрась доброго волшебника и злого", "Какого цвета добро и зло, болезнь и здоровье, хорошее настроение и плохое" формируют у детей понимание сущности выражения своего замысла средствами изобразительной деятельности, в частности, через цвет.
В ходе данных занятий у детей развиваются коммуникативные умения:
- умение ясно и лаконично выражать свои мысли;
- в вежливой форме высказывать свои замечания, несогласие с партнером;
- умение слушать своего собеседника, не перебивая его.