Лучший педагог года

Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх

Екатерина Волковая
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Исходя из этого немало важное место в ДОУ занимает формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий, особую роль в которых занимает самосознание. Это означает, что у ребенка сформировано представление о себе и о своих возможностях, проявляется самопринятие и самоуважение, то есть имеется самооценка и Я-концепция, как результат самоопределения. Особенно ярко это проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Но даже в этом возрасте ребенок не может объективно оценивать себя. Ему необходима помощь взрослого, который помогает проанализировать действия ребенка в сравнении с действиями других детей. Основной задачей педагога является научить воспитанника сравнивать себя с другими в схожих ситуациях. Результатом работы будет умение ребенка давать себе верную оценку, другими словами, наличие у него рефлексии.

Публикация «Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх» размещена в разделах

Рефлексивная самооценка является одним из наиболее значимых и полез-ных умений, основой для саморазвития и совершенствования. И на ее основе очень легко проектировать всю систему формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Идеал – эталонный объект, который обладает определенными качествами.

Настоящий человек – реальная личность, разнится с идеалом.

Основная задача рефлексивной самооценки состоит в том, чтобы научить реальную личность сравнивать себя с неким «идеалом», находить отличия, варианты их устранения.

При проведении подвижных игр необходимо использовать рефлексивную самооценку как полностью, так и частично, состоящую из отдельных рефлексивных действий :

- определять отличительные признаки объектов (реальных и идеальных);

- в сравнении находить сходство и отличие;

- сравнивать свою деятельность и ее продукт с идеалом;

- находить способы устранения отличий через формулирование задачи (что изменить? как сделать? …. и т. д.

Во время игр нужно позволять воспитанникам испытать разные роли и оценить себя в них (кошка, мышка, пожарный и др.) Указание на идеальные признаки того или иного героя должны быть ненавязчивы. Роль педагога заключается не в том, чтобы перечислить ученикам качества эталона и добиться того, чтобы они все запомнили и повторили, а в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание самим сформулировать эти признаки, сравнить себя и свои действия с идеалом и во всем стремиться к совершенству.

Возможности усложнения рефлексивной деятельности не ограничены. Основное направление можно определить, как движение от частного к общему.

Пример.

- Кого можно назвать хорошим спортсменом? А ты – хороший спортсмен? Что нужно сделать, чтобы с уверенностью сказать: «Я – хороший спортсмен!»?

- Как ты думаешь, какая должна быть «идеальная» команда? А команда, в который ты участвуешь – хорошая? Что нужно сделать, чтобы можно было с уверенностью сказать: «Наша команда – самая лучшая!»?

- Каким должно быть «идеальное» соревнование? Как ты думаешь: наши эстафеты соответствует понятию идеала? Что нужно изменить, чтобы игра стала лучшей в мире?

- Идеальные олимпийские игры – какие должны быть? Что нужно сделать сейчас, чтобы наша Российская команда была самой лучшей и выиграла Олимпийские игры?

Применить данный метод можно во время командных соревнований. Воспитанники с удовольствием играют в эти игры, увлеченно выполняют все задания, переживают, и, конечно же, все хотят быть победителями. Но при подведении итогов воспитатель часто произносит: «Победила дружба!». Но дети хотят услышать другой ответ. Лучше будет, если рассчитать время проведения игры так, чтобы после ее окончания до конца занятия осталось 3-5 минут. Гораздо больший эффект и пользу можно получить, организовав рефлексивную командную самооценку. Задайте командам вопросы:

- Что такое команда? Перечислите качества хорошей команды.

- Добилась ли ваша команда сегодня успеха? Чем ваша команда отличается от идеальной?

- Что нужно сделать, чтобы уверенно заявить: «Мы – самая лучшая команда!»?

Ответы у разных команд будут разные, так же, как и причины их неудач, но такой групповой самоанализ полезен во всех отношениях, что поможет в формировании всех предпосылок УУД, в первую очередь – личностных. Перед следующей игрой необходимо вспомнить, что и почему они говорили и правильно настроились на игру.

Необходимо использовать любую возможность для побуждения учащихся к рефлексивной деятельности.

Публикации по теме:

Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности. Цель: выявить уровень сформированности внимания у детей. Дата проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх
Опубликовано: 20 октября 2013 в 13:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД