МААМ-картинки

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)

Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

на тему:

«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

продолжение

3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)» размещена в разделах

Эта задача является очень важной в старшей группе. Мы располагали игрушку, например, куклу лицом к детям, ставили слева и справа от неё по одной игрушке. Детям предлагалось определить с какой стороны от куклы какая игрушка. Детям необходимо было мысленно повернуться на 180°, представить себя в положение куклы, а затем определить, где левая и где правая сторона. Для выработки умения различать и описывать положение предметов по отношению друг к другу широко использовались следующие упражнения:

1. Рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными, но по-разному расположенными предметами, где они меняются местами.

2. В разных местах групповой комнаты воспитатель расставляет группы игрушек. Вызванный ребенок должен рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов.

В ходе эксперимента мы систематически учили детей использовать предлоги и наречия, также применяя игровые приемы, дидактические игры : «Где, что стоит?», «Прятки», «Что изменилось?» (ребенок прячет предмет за шкаф, около шкафа, другой ребенок отыскивает и рассказывает, где он нашел игрушку. Дидактическая игра «Найди пару» (набор дидактических карточек с одинаковыми предметами, в количестве от 3 до 5, с разной последовательностью расположения. Дети должны были найти две карточки с одинаковым пространственным расположением предметов на обоих карточках и объяснить последовательность в расположении.

Специально подобранные игры на данную программную задачу способствовали пониманию детьми пространственных отношений, которые существуют между различными объектами.

• Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

• Игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д.

• Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3 человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Дидактическая игра «Фигурное лото»

• Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

• Игра «Художник»

• Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Для решения этой задачи воспитатели использовали сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Путешествие». В ходе таких игр детям предлагались игровые задания, при выполнении которых они осуществляли сложные передвижения в соответствии со схемой, планом, устным заданием.

Воспитатели нашей группы включали упражнения на воспроизведение направления движения с закрытыми глазами: «Накорми лошадку», «Ударь в барабан», «Найди свой значок». Например, в игре «Накорми лошадку» сначала ребенку предлагалось подойти к лошадке с открытыми глазами и поставить перед ней ведерко с кормом, а затем вернуться на исходную позицию и проделать то же самое с закрытыми глазами; или в игре «Найди свой значок» - ребенок с открытыми глазами подходил к геометрической фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами от исходной точки возвращался к стене с моделями фигур и на ощупь находил нужную.

Эффективной, по нашему мнению, для этой программной задачи является дидактическая игра «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?» - в этих играх у детей развивалась четкость реакции на звуковой сигнал и вырабатывалось умение правильно определять направление источника звука.

При проведении данных игр и упражнения воспитатели не завязывали детям глаза, согласно правилам безопасности. Ребенок должен был сам их закрыть и совершать передвижение медленно.

В ходе игр на закрепление умения двигаться в указанном направлении воспитатели старшей группы (участники эксперимента) придерживались постепенного нарастания сложности: в начале учебного года ребенку давалось одно задание, например, дойти до стола, когда он дойдет, следующее – повернись направо, когда он повернулся – следующее – дойти до окна и т. д. Затем воспитатели сразу формулировали задания, состоящие из 2 – 3 направлений, а к концу года их количество постепенно увеличилось до 4 - 5.

По указанной программной задаче также воспитателями экспериментальной группы были подобраны дидактические игры и упражнения.

• Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

• Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

• Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т. д.

• Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по- особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

Дидактическая игра : «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

• Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри».

• Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе». Понятия «близко – далеко» отрабатывались в словесной игре «Скажи наоборот».

5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).

В экспериментальной старшей группе, мы в течение учебного года последовательно учили детей свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. В организации работы по этой программной задачи мы придерживались следующих методических рекомендаций:

1 занятие – было дано название середины, сторон листа.

2 занятие – детей познакомили с названиями углов листа (в двух способах верхний левый угол, а можно сказать и левый верхний угол)

3 занятие – было организовано знакомство с направлением из угла в угол: из верхнего левого в нижний правый и т. д.

4 занятие и последующие включали дидактические игры на закрепление умения ориентироваться на плоскости : «Расскажи, что, где лежит», «Найди пару».

Большое разнообразие игр и игровых упражнений воспитатели использовали ля выработки умения ориентироваться в двухмерном пространстве.

• Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т. п.

• Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

• Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

• Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т. д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

• Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

• Игра «Укрась ёлку».

Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Наблюдая за качеством выполнения игровых заданий детьми старшей группы, мы отметили увеличение количества правильно выполненных заданий в играх и упражнениях. Дети выполняли задания, принимая решения самостоятельно, объясняя свой выбор. Введение новых более сложных вариантов уже знакомых игр, а также введение новых позволили заинтересовать детей, мотивировать на дальнейшее освоение систем отсчета при ориентировке в пространстве. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таким образом, мы увидели, что при помощи логически выстроенной системы дидактических игр и упражнений можно добиться глубокого усвоения дошкольниками пространственных понятий, осознанного использования различных систем отсчета, грамотного употребления соответствующих терминов.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает.

Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников Подготовила: Антонец Е. В. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлински Введение Детский сад.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр   Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста Ребенок идет в школу! Радостное событие для семьи. Но проходить немного времени и появляются трудности у ребенка, которые проявляются уже.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Консультация «Формирование у детей навыков правильного звукопроизношения посредством использования игр» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания,.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр. 1 часть ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРПЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9)
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 13:38
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД