Получи документы

Формирование словаря у старших дошкольников с недостатками речевого развития

Мария Кот
Формирование словаря у старших дошкольников с недостатками речевого развития

Аннотация

Без полноценного знания особенностей недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, довольно трудно подобрать правильное, наиболее эффективное средство для коррекционной или профилактической работы. Целью является рассмотрение основных причин, признаков несформированности словаря у старшего дошкольника. В качестве метода были изучены литературные источники по данной проблеме. В результате можно говорить о том, что развитие словаря является важной задачей, решение которой приближает ребенка к нормальному психическому развитию.

Публикация «Формирование словаря у старших дошкольников с недостатками речевого развития» размещена в разделах

Ключевые слова :

Нарушения речи, формирование словаря, старший дошкольник, семантическое поле.

Одним из самых распространенных нарушений в сфере логопедии является нарушение речи. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается уже в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Он пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающий мир. Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном образовательном учреждении на занятиях по развитию речи. Богатая, хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности старшего дошкольника. Например, лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений и, в частности, обогащение словарного запаса дошкольника являются необходимым условием развития коммуникативных умений детей для дальнейшего их обучения в школе. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. Отметим, что дошкольное образовательное учреждение является первым и самым ответственным звеном в общей системе образования. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Подчеркнем, что развитие речи представляет собой целенаправленную и последовательную психолого-педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных педагогических методов и, собственно, речевых упражнений для ребенка. Помимо этого, одной из важнейших предпосылок овладения чтением и письмом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления многих слов. В логопедии проблеме овладения словарем детьми с речевой патологией уделено достаточно внимания. Анализ различных источников свидетельствует о том, что проблема активизации словарного запаса ребенка вызывает огромный интерес у исследователей в различных областях научного познания. Такие исследователи, как Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, и другие, изучавшие проблему общего недоразвития речи (ОНР, отмечали бедность лексики, недостаточность развития процессов обобщения и абстракции, нарушение процесса семантического выбора слов и недостаточные возможности в образовании их новых форм. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию ребенка дошкольного возраста. Он должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к самостоятельному связному высказыванию. Здесь важно развивать не только навыки правильной речи, но и формировать образную и выразительную речь ребенка, что важно для овладения чтением.

Дошкольный возраст является наиболее быстрым периодом развития словаря и имеет важнейшее значение в работе с детьми с нарушениями речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста. Развитие и обогащение словаря происходит за счет заимствования слов из речи окружающих сверстников и взрослых. Словарь ребенка в основном отражает круг потребностей и интересов. К 6-ти годам, у ребенка с недостатками речевого развития наблюдаются многочисленные ошибки в словоупотреблении, расширение или сужение границ значений слов. Системное речевое недоразвитие отмечается у детей, в сочетании с отставанием в развитии высших психических функций и требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов коррекционной работы. Именно на этом этапе развития ребенка у него должен быть сформирован костяк словаря. Семантическое и грамматическое оформление речи продолжают формироваться и на следующих этапах возрастного развития. Важное место в развитии словаря дошкольника имеет словотворчество. Словотворчество является одним из показателей усвоения морфологических основ языка. Ребенок, придумывая новые слова, подражает формам, услышанным от взрослых. Это говорит о количественном увеличении слов. Таким образом, процесс овладения речью предполагает последовательное усвоение всех функций: коммуникативной, когнитивной, индикативной, регулирующей и обобщающей, т. е. знания накапливаются. Знание закономерностей речевого развития детей необходимо, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения, правильно диагностировать нарушения речи и строить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой этиологии различными специалистами. С первого дня пребывания в школе ребенку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Здесь важно, что для детей с ОНР различного генезиса характерны индивидуальные особенности, обусловленные различными патологиями. Неправильное употребление слов, ограниченность словарного запаса, расхождение пассивного и активного словаря, несформированность семантических полей также являются признаками общего недоразвития речи. Дети с нарушением речи понимают значения многих слов. Хотя объем пассивного словаря старшего дошкольника близок к норме, употребление слов в устной речи и развитие словаря вызывают некоторые затруднения уже при начале школьного обучения детей. Так, ограниченность предметного словаря проявляется, в том, что дети с ОНР не знают многих слов (у ребенка 7-ми лет могут возникать трудности с названиями ягод, форм, цветов, животных и др).

На основании работ Н. С. Жуковой «У дошкольников с ОНР имеются трудности в использовании прилагательных, которые употребляют в речи, нормально развивающиеся сверстники. В глагольном словаре преобладают слова, которые обозначают действия, используемые или наблюдаемые ребенком ежедневно. Намного труднее для усвоения даются слова обобщенного, отвлеченного значения. Это слова, обозначающие состояние, качество, оценку и др.» [2]. Кроме того, еще одним показателем нарушения речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявление неточности или неправильного употребления слов в речи детей с общим недоразвитием речи многообразны. В ряде случаев дети употребляют слова в излишне широком значении. У других детей это проявляется в слишком узком понимании значения слова. Среди многочисленных вербальных парафазий у некоторых старших дошкольников наблюдается замена слов, относящихся к одному семантическому полю (существительные, входящие в одно родовое понятие: кабачок – баклажан, лев – тигр). Замена прилагательных: узкий – маленький, пушистый – мягкий. Это происходит из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. При замене глаголов отсутствует дифференцированность действия, что приводит к использованию глаголов более общего значения (ползет – идет, чирикает – поет) [3, с. 8].

В. П. Глухов в своих работах пишет о том, что «у детей с ОНР опаздывает процесс формирования семантических полей». У дошкольников имеются особенности в динамике синтагматических ассоциаций. К 7-ми годам наблюдается резкое увеличение синтагматических реакций. Это связано с задержкой формирования грамматического строя речи [1, с. 35-44]. Формирование семантических полей проявляется и в особенностях классификации слов на основе знакомых детям семантических признаков. У старших дошкольников с нормой речевого развития при выполнении задания «исключить лишнее» проблем не возникает. У детей с нарушениями речи возникают ошибки: «чашка, кошка, лев» – ребенок выделяет лишним «лев», т. к. «он находится не дома, а в цирке» [2, с. 21].

Формирование словаря у старших дошкольников является важнейшей задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию.

Список использованной литературы:

1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : АРКТИ, 2002. 144с.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. 320 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. : Альфа, 1993. 130 с.

© М. М. Конопляник, 2017

Публикации по теме:

Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ Семинар для педагогов ДОУ по теме:«Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций.

Реализация речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС до Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития Введение В общественном сознании людей 21 века получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. Долгое.

Игры для развития пассивного словаря дошкольников Румяные щечки Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение. Ход игры: Занятие проводится.

Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников» 1. Дидактический синквейн как метод обучения Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях.

Способы развития речевого дыхания у дошкольниковСпособы развития речевого дыхания у дошкольников Речь - это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей.

Становление речевого развития дошкольников Введение Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности.

Методика преподавания развития связной речи у дошкольников. Применение схем, моделей, мнемотаблиц для речевого развития Тип проекта: По содержанию: обучающий По числу участников проекта: групповой По времени проведения:.

Условия успешного речевого развития дошкольников Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.

Консультация «Возрастные особенности речевого развития дошкольников» «Возрастные особенности речевого развития дошкольников в контексте с ФГОС» В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря у старших дошкольников с недостатками речевого развития
Опубликовано: 4 марта 2018 в 23:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД