Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.

ПЕДАГОГ
Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.

Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.

[/b]

Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.

Эмпатия

[/u]– это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Поэтому так важна работа педагога- психолога по развитию у ребёнка чувства эмпатии.

Предлагаю детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, использую приём «Вход в картину», например, «Стоит девочка, у неё улетел шарик и она плачет в стороне, а два других ребёнка играют, не обращая на неё внимания». Однако, прежде чем показывать какую-либо сценку, с детьми обсуждается, почему герои картины повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место персонажа и ответить на вопросы: «Что чувствовала девочка, когда её не позвали играть?», «Что чувствуете вы, когда вам пришлось испытать это же?» Вывод: нельзя допускать, чтобы кто-то плакал рядом, надо помочь, утешить.

Одной из форм воспитания эмпативности может стать ролевая игра, в процессе которой ребёнок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если дети поссорились, можно разобрать эту ситуации, пригласив в гости, любых известных детям мультипликационных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить детей на две группы, одна из которых говорит от имени одного героя, другая – от имени второго героя. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму поведения ролевой игры педагог не выбрал, важно, что в конечном итоге дети приобретают умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания. Учатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях, общее обсуждение проблемы приводит к сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений разыгрываются другие ситуации,

Рассказы эмпативного плана, используемые мною на занятиях:

«Я – белочка», ребёнок путём творческого воображения преображается на миг в это животное и рассказывает, как ему живётся зимой в лесу.

Рассказ Насти «Я белочка. Кругом зима, снег. Холодно.» Вопрос: почему? Какая у тебя шубка? «Мне холодно, снег белый, холодный. Шубка тёплая, но нос мёрзнет. Ах, у меня хвост, длинный, я прикрою нос и будет тепло. У меня дупло, там трава, мох, лягу и усну».

Или «Я - кактус»: «Я кактус, у меня острые иголки, Меня затронешь и уколешься. Меня никто не трогает. Боятся. Я хочу быть другим цветком, без шипов, пусть меня поливают, протирают листики, любят, пусть на мне вырастут цветочки»

Или при упражнении «Вход в картину», ситуация «Разбитый горшок с цветком». Ребёнок в роли горшка: «Какие плохие мальчишки, разбили меня, зачем играть мячом в комнате. Мне больно, смотрите – я весь поломался, земля рассыпалась, цветок упал, помогите!»

Стараемся решить задачу, как помочь предмету или животному, растению. Дети проявляют находчивость, сообразительность, дают много позитивных вариантов (купить горшок, склеить скотчем, досыпать землю, найти отросток и посадить, полить, убрать мяч на улицу и т. п.)

Игры на развитии эмпатийности

«Камень и путник»

Цель: развивать умение внимательно вслушиваться в свои эмоции, запоминать.

Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Одни «камни» - они плотно прижимают колени руками и сжимаются, дают отдохнуть «путникам», которые свободно откидываются на камень и отдыхают. Потом меняются ролями. Далее, рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения в роли камня и путника.

ЭТЮД «На крыше у Шуры жил журавль Жура»

[/h4]

Цель игры: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и природы и умение адекватно выразить своё, сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе, снятие агрессивных проявлений.

Дети становятся в круг, берут за плечи друг друга и хором говорят:

«На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Он ходил вот так…

Он взлетал вот так…

Он парил вот так…

Отдыхал вот так…

Воду пил вот так…

Он грустил вот так…

Танцевал вот так. и т. д. сначала.

ЭТЮД «ПОТЯНУЛИСЬ – КУКЛА СЛОМАЛАСЬ»

(для детей с 5 лет)

Исходное положение стоя, руки и всё тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий:

«Тянемся, тянемся вверх, выше, выше… А теперь наши ладони как бы сломались, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол… лежим, отдыхаем, хорошо».

Примечание: когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «зажимы».

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение)Развивающие игры и упражнения по изобразительной деятельности (цвет: продолжение) Развивающие игры и упражнения по изоразительной деятельности (цвет:продолжение) "Превращения капелек"-демонстрационный и раздаточный материал.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • 23 февраля
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников способности к эмпатии.
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 15:28
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фестиваль «Золотой абрикос»
8 июля в городе Донецке впервые состоялся открытый городской фестиваль «Золотой абрикос». Во многих городах имеются праздники, связанные с урожаем той или...
Стихи к музыкальным занятиям, развлечениям
«Ах! Лето! » «Мы растем и крепнем летом, Любим мы его за это! », - На лужайке у реки Прожужжали мне жуки. А мы в шапки нарядимся, И в жуков мы...
Фотоотчёт «Творческие работы детей подготовительной группы»
Лето – чудесная пора для детей. Солнце светит ярко, сильно греет, появляются вкусные ягоды, фрукты. Можно подолгу гулять и гулять. Но, не тут - то было....
Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных...
Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно ли он дышит?...
Фотоотчет «Кукуигрушки мастерим сами, своими руками»
О волшебной стране Кукурузии впервые узнала от Тамары Ивановны Пономаренко. Она увлеченно рассказывала о том, какой творческий проект осуществляется на...