Игры и упражнения для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Надежда Янцен
Игры и упражнения для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

Многое о предметах, людях, животных дети узнают в повседневной жизни, но чтобы расширить знания об окружающем, обучиться родному языку, элементарному счету, нужны и специальные игры.

Большинство малышей в возрасте от 2 до 3 лет могут произносить практически все звуки русского языка, кроме шипящих (Ж, Ч, Ц, Ш, Щ) и звуков Л (Ль, Р (Рь).

Игры и упражнения, приведенные ниже, тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых.

Для этого чаще всего используют звукоподражание.

Во время знакомства ребенка со звуком или звукосочетанием взрослый связывает их с определенным образом, знакомым ребенку («Мяу-мяу» - кричит кошечка, «Га-га-га» - гуси, «Тик-так» - идут часы). Увлекательная, веселая игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.

Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся поезд и т. д.

Чем живей игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.

Содержание:

1. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

2. Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

3. Игры, развивающие речевое дыхание.

4. Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

Цель игр открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

Игра «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ»

Для игры нужны различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бума-га, ложка, дудка, барабан и т. д.).

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок до-гадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т. п.

За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

Игра «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ»

Для этой игры нужен колокольчик.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен рукой указать направление, от-куда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!». Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

Голосовой аппарат ребенка еще не достаточно развит, по-этому малыш часто говорит либо шепотом, либо крикливо.

Для развития голоса мы предлагаем задания, в которых од-ни и те же звуки или слова надо произносить с различной гром-костью.

Чтобы речь ребенка была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, начиная с 2-3 летнего возраста его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

Игра «ГРОМКО-ТИХО»

Нужны парные картинки (игрушки) разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, кошечки, и любые другие игрушки, картинки, звук которых можно имитировать).

Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: «Бежит большая собачка, громко лает: «Ав-ав!» Как лает большая собака?» Ребенок громко произносит: «Ав-ав!»

«А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка?» Ребенок тихо произносит: «Ав-ав!»

Игра «ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ»

На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть од-ним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, надо звать их громко, вот так: «Мишка, иди!» Ребенок вместе с взрослым зовет мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

Игры, развивающие речевое дыхание.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

Приведенные ниже игры помогут ребенку достичь плавного выдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

Игра «СНЕЖИНКИ»

Взрослый показывает кусочек ваты и говорит малышу: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?»

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть.

Игра «ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?»

Двух вырезанных из бумаги и красиво раскрашенных птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей (или ребенок и взрослый) садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц.

Главное не надувать щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигуру можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. Малыши не должны сильно напрягаться.

Игры «ПОДУЙ НА ШАРИК», «ПОДУЙ НА ВЕРТУШКУ», «ПОДУЙ В РОЖОК»

Ребенок дует на шарик, висящий на уровне глаз ребенка; дует на вертушку, чтобы она завертелась; дудит в рожок.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, взрослый учит ребенка четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы ясно были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения слова увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.

Игра «ЧАСЫ ТИКАЮТ»

Взрослый рассказывает (или показывает) большие и маленькие часы. Приглашает послушать как они «разговаривают». Он говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье часов.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке. Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко, а маленькие часы – тихо (про-износит «Тик-так» тихо). Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тика-ют медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.

«А маленькие часики тикают быстрее, послушай» - произносим «Тик-так» в ускоренном темпе. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К», «Т»(Ть).

Игра «ЛОШАДКА», «МЫШКА», АВТОМОБИЛЬ», «УТЕНОК, ГУСЕНОК, ЦЫПЛЕНОК», «ОСЛИК»

Эти игры объединяет то, что в них герои «разговаривают» по своему: мышка пищит пи-пи-пи, лошадка говорит и-и-и, автомобиль би-би-би, ослик и-о и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Странные слова»Дидактическая игра «Странные слова» Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Описание игры: Игра представляет собой набор карточек кружков с изображением.

Организация работы с родителями по воспитанию любви к родному языку Тема: «Организация работы с родителями по воспитанию любви к родному языку» Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 22:14
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...