Папки-передвижки

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ

Варвара Корякина
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Хочу поделиться с вами нашим опытом работы в МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией №56 «Пушинка» с Айсеном А. Мальчик поступил в детский сад в 2 года 8 мес. с диагнозом поражение ЦНС. Мальчик не шел на контакт, речь невнятная, понимала его только мама. Ребенок не стоял на ногах, только ползал. К 4 годам начал ходить без помощи посторонних, но привык к тому, что дети ему постоянно помогают.

Публикация «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ» размещена в разделах

В нашу группу «Радуга» поступил в сентябре 2014 года в 5 лет с диагнозом спазматический тетрапарез, ЗПМР, ВПС, ДМПП. К новому году самостоятельно стал одеваться, почти на равных с детьми посещал физкультуру. Мальчик общительный, дружелюбный, но неусидчивый, ленивый и несобранный. Воспитывается в неполной семье, мама тоже инвалид, живет при помощи гемодиализа.

Цель разработка специального плана сопровождения ребенка с ОВЗ.

Реализация цели требовала решения следующих задач:

— создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение ребенка в коллектив сверстников.

— формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

— осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, физических и эмоциональных нарушений).

— взаимодействие с семьей воспитанника для обеспечения полноценного развития ребенка.

Основные направления работы с ребенком с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:

— физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;

— социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;

— познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;

— развитие речи как средства познания;

— художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах, игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы. Кроме того, нами выстроена модель построения плана индивидуального сопровождения ребенка. Она представляет собой следующее:

Семья Включение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья». Родительские собрания.

Консультации.

Беседы.

Круглые столы.

Игры- тренинги.

Приглашение родителей для участия в жизни группы.

Наглядная информация.

Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей.

Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗ Формирование командного взаимодействия.

Обучение действиям в определённых ситуациях. Деловые игры – тренинги.

Консультации.

Педагог-психолог Профилактика и консультирование.

Психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности). Консультации для родителей и педагогов.

Беседы. Использование элементов психотерапии.

Игры – тренинги.

Деловые игры.

Мастер – классы.

Учитель-логопед Развитие речи, умения вести диалог, выход в самостоятельную речь.

Совершенствование общеречевых навыков, закрепление лексико — грамматических категорий и развитие психических процессов.

Рекомендации специалистам и воспитателям.

Консультирование родителей. Логопедическое обследование.

Индивидуальная образовательная деятельность.

Консультации родителей, педагогов.

Старшая медсестра Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей. Сезонные профилактические мероприятия.

Музыкальный руководитель Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку.

Приобщение к музыкальному искусству. Использование элементов музыкальной, танцевальной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и учителя- логопеда.

Организация совместных праздников и развлечений.

Инструктор по ЛФК Развитие физических качеств.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Диагностика физического развития.

Выполнение рекомендаций специалистов.

Индивидуальная коррекционная работа.

Организация совместных праздников и развлечений.

Утренняя гимнастика.

В организации образовательной деятельности мы учитывали:

— Диагностику индивидуальной особенности ребенка (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели, наблюдение за поведением ребенка в группе;

— Планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;

— Организацию предметно-развивающей среды, обеспечивающих стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, ребенка с ОВЗ

— Организацию совместной жизнедеятельности ребенка в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др. ; социализацию в условиях совместной деятельности ребенка с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия и др.); создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей).

— Мониторинг образовательного процесса.

Согласно выстроенной модели нашего плана мы получили следующие результаты:

• Повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

• Положительную динамику оздоровления ребенка с ОВЗ и успешная социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения.

• Создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.

• Повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.

• Разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

Приобретенные положительные навыки

Эмоциональная сфера в норме;

Самооценка повысилась;

Знает алфавит и считает до 10 и обратно;

Принимает участие во всех мероприятиях (маскарад, праздник мам, стал дипломантом в конкурсе рисунков Сайсарского округа, участвовал в конкурсе чтецов).

Публикации по теме:

Безбарьерная среда: сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду Беляева Любовь Николаевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 161», учитель-логопед,воспитатель «Безбарьерная среда»: сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Создание инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях ДОУ (Опыт работы по инклюзивному воспитанию в ГБДОУ «детский сад» №57 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.) дефектолог.

Индивидуальный маршрут развития и образования для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ .

Проблема образования детей с ОВЗ в ДОУ На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей.

Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Психологическое.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.

Принципы семейного воспитания дошкольников с ОВЗ как основа успешного сопровождения участников инклюзивного образования ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Игнатьева Наталия.

ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования. Егорова Н. Г., старший воспитатель.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ
Опубликовано: 3 марта 2018 в 12:40
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД