Получи документы

Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

Мария Сафарова
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

«Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать

за ним, сделать все необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

на занятиях все легко и быстро схватывают;

знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

быстро запоминают услышанное или прочитанное;

решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

Публикация «Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника» размещена в разделах

задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

очень восприимчивы, наблюдательны;

быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте :

- дети с высоким общим уровнем умственного развития;

- дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).

Актуальность

В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?

В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.

Главной задачей современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей. В отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. В нашем дошкольном учреждении выявилась следующая проблема: преобладающая ориентация на «среднего» ребенка, а также отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Умная мысль: ". человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации. "

Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989, генетик, эволюционист

В связи с этим в ДОУ необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью.

Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

Задачи проекта :

1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.

3. Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.

4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.

5. Определить стратегию педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми.

6. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

7. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.

8. Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.

9. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.

Основной целью проекта является :

создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Стратегический проект предусматривает 6 направлений работы.

1-е направление (этап) :

• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса по особенностям организации работы с одаренными детьми.

• Формирование у педагогов способности и готовности использовать современные образовательные, информационные, коммуникативные технологии в работе с одаренными детьми.

Решение этих задач осуществляется через систему мероприятий с педагогами и всеми участниками педагогического процесса:

Изучение психолого – педагогической литературы, программ, методических разработок по выявлению и сопровождению одаренных детей.

Накопление научной литературы для организации самообразования педагогов; систематический обзор новинок методической литературы и публикаций.

Проведение педагогических советов, семинаров, консультаций и т. д.

Знакомство с имеющимся практическим опытом по данному направлению.

Формы работы с педагогами

1. Консультации: «Особенности современной образовательной ситуации», «Запросы родителей и педагогов на развитие способностей детей дошкольного возраста».

2. Дискуссионные качели: «Роль взрослого и сверстников в развитии разных способностей».

3. Практическая лаборатория по решению проблемных ситуаций.

4. Анализ видеофрагментов занятий с детьми и их обсуждение.

5. Творческие задания для педагогов по созданию условий для развития способностей детей :

- подготовить рекламу методических пособий;

- составить конспект занятия по развитию способностей;

- предметной деятельности детей и разыграть его.

6. Игровые тренинги с участием педагога-психолога детского сада.

7. Анализ детской продукции на предмет выявления признаков творческого мышления и воображения у ребенка (обучающий тренинг педагога-психолога детского сада).

8. Творческая мастерская музыкальных руководителей на тему «Методы и приемы развития музыкальных способностей».

9. Использование метода проектов, как средства развития способностей

Чтобы определить, насколько педагоги готовы к работе с одаренными детьми, провести анкетирование на начальном этапе работы, выявить их знания об одаренных детях, чтобы правильно построить методическую работу с ними и на конечном этапе провести анкетирование на готовность педагогов работать с одаренными детьми.

Критериями повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов является:

- Понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности воспитанников;

- знание классификации способностей, значение интереса и эмоций к деятельности в развитии способностей детей;

- умение организовать предметно-развивающую среду и использовать разные методы и приемы для развития способностей детей;

- овладение методами определения склонностей и способностей детей; оценивания развития общей одаренности ребенка; оценивания специфичной одаренности;

- Овладение навыками организации эффективного общения с ребенком по поводу развития его активности, деятельности и способностей.

- обеспечение мотивационной готовности педагогов к работе с одаренными детьми

2-е направление проекта :

• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей.

• Вооружение педагогов эффективными методиками выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных детей

Для более эффективной работы по созданию системы выявления и поддержки одаренных детей создать творческую группу, разработать положение о работе группы, наметить основные направления ее деятельности. В творческую группу должны войти педагоги, которые глубоко изучают определенный вид одаренности ребенка, методики выявления и сопровождения ОД, апробируют новые вариативные формы работы с детьми: психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, воспитатели, организующие работу кружков по интересам.

Содержание деятельноститворческой группы.

Творческой группе предстоит:

Разработать карты с критериями оценки, позволяющими педагогам и родителям на основе наблюдений за деятельность ребенка, выявлять склонности детей к определенным видам деятельности и области, в которых они показывают высокую результативность.

Отобрать специальные методики, тесты и анкеты, позволяющие определить наличие одаренности у детей.

Изучить и отобрать приемы целенаправленного педагогического воздействия для развития детской одаренности в различных областях.

Создать банк методических материалов для работы с одаренными детьми.

Разработать программу сопровождения одаренных детей.

Работа творческой группы начинается с проведения ряда семинарских занятий, на которых будут рассматриваться:

• Научно-методологические основы изучения детской одаренности;

• Существующие программы и опыт работы других учреждений;

• Психологические и педагогические методы диагностики различных видов одаренности;

• Нормативно-правовая база.

Изучить известные психолого-педагогические диагностики, частично апробированы и на их основе, разработать систему диагностики выявления одаренных и высокомотивированных детей наиболее приемлемых в нашем дошкольном учреждении.

В результате деятельности творческой группы создать систему выявления одаренных детей, которая включает в себя:

наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);

анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);

групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик;

индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Создание условий для проявления детской одаренности : организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.

3-е направление проекта :

Разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т. е. создание условий для развития способностей каждого ребенка,

поэтому основными задачами работы педагогического коллектива детского сада являются:

Активизировать участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня.

Создать эффективные условия для проявления и развития детской одаренности.

Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.

Организация работы кружков по интересам дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Кружки по интересам, так как они организуются с группой детей не более 10 человек, дают возможность:

обеспечить успешную и продуктивную работу с детьми.

поддержать детскую инициативу и любознательность,

осуществить индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребенку, т. к. задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка.

Необходимыми условиями для проявления и развития детской одаренности, помимо наличия специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей, также являются:

наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

наличие личностно-ориентированной, воспитательно-образовательной системы.

Настоящее воспитание взращивает, вос-питывает, под-питывает, то есть питает заложенные в человеке способности и таланты. Поэтому очень важно создать комфортную психологическую среду для маленького дарования, чтобы раскрылись его способности.

Для достижения результатов педагогами должны выдерживаться принципы создания комфортной среды:

развитие чувства защищенности у детей, отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребенка;

обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное распоряжение ребенка, с целью развития его любознательности;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

предоставление ребенку возможности активно задавать вопросы;

отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой самостоятельности для выстраивания творческого процесса.

Стимулятором проявлений детских одаренностей служит также предметно - развивающая среда детского сада. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.

Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Формы работы,

стимулирующие проявление детской одаренности

Конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;

Выставки самостоятельных творческих работ детей;

Спортивные соревнования по разным видам спорта;

Поэтические и литературные гостиные,

Викторины;

Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)

Турниры по шахматам и спортивным играм

Музыкальное шоу «Стань звездой», концерты

Итак, на основании вышесказанного можно сказать, что только при выполнении этих рекомендаций и целенаправленной работе по выявлению и поддержке одаренных детей со стороны окружающих их взрослых, можно сыграть созидательную, а не разрушительную роль в развитии их способностей и таланта.

4-е направление проекта :

Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми

Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников;

привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе;

повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей;

осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье;

дифференциация работы с родителями.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Формы работы

с родителями

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.

Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.

Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников

1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

5-е направление проекта :

Организация конструктивного сотрудничества с социумом: с художественной школой, Центром детского творчества, спортивной школой, музыкальной школой и т. д.

Работа организуется по нескольким направлениям:

Разработка совместного плана мероприятий с одаренными детьми.

Составление индивидуальных планов, программ развития для детей с предпосылками одаренности.

Кружковая работа на базе ДОУ

Организация совместных выставок, конкурсов, фестивалей.

Создание единого банка данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников

6-е направление проекта :

Создание банка данных об одаренных детях.

Сбор сведений по детскому саду о наличии одаренных детей в группах.

Сбор сведений о бывших выпускниках детского сада, проявлявших одаренность в каких-либо областях.

Заполнение листов рейтинга.

Создание кейса методического обеспечения работы педагогов с одаренными детьми :

Нормативно – правовые документы по работе с одаренными детьми.

Возрастные особенности одаренных детей.

Подбор методик и диагностик выявления одаренных детей.

Программа сопровождения одаренных детей по разным видам деятельности.

Подбор практических методических материалов.

ВЫВОДЫ: Эффективность работы по выявлению и сопровождению одаренного ребенка возможна, если система тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

Результативность проекта :

- Создание банка одарённых детей, с определёнными способностями и наклонностями

- вариативность индивидуальных маршрутов развития, программ индивидуальных траекторий развития одаренных детей.

- обогащение предметно-развивающей среды, с учётом склонностей детей;

- повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам одаренности детей

- родители активные участники проекта

Заключение

Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий. кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ Добрый день, Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ». В.

Индивидуальный маршрут ребенка с признаками одаренности ]ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Воспитатель: Латухина Татьяна Григорьевна Для воспитанника: Гриценко.

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут Фамилия, имя ребенка ___ Дата заполнения 10. 09. 2015 г Основное направление развивающей.

Индивидуальный образовательный маршрут по физическому развитию Индивидуально образовательный маршрут Ф. И. ребенка: ___ Группа: старшая группа Цель: Способствовать.

Индивидуальный образовательный маршрут .

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка. Дата рождения 15.04. 2007г. р. Возраст ребенка: 7 лет. Пол мужской. Дата начала.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут по физическому развитию Индивидуальный образовательный маршрут по физическому развитию Елена Любченко  Ф. И. ребенка: ___ Группа: старшая группа Цель: Способствовать.

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции ФФНР Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком по коррекции ФФНР Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ-ЦРР-детский.

Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» для воспитателей ДОУ Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» Соснина Светлана Валерьевна, Воспитатель старшей группы, МБДОУ Д. С. № 45 г. Новокузнецка.

Автор публикации:
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 21:29
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД